Модернизация учебных программ по подготовке эколога- природопользователя с учетом требований работодателей на региональном рынке труда О.А. Столярова, ТюмГУ Международный круглый стол, г. Тюмень, 21 мая 2013 г
Характер профессиональной деятельности Цели профессионального образования методы и формы обучения Идеология Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
Механизм формирования квалификационной рамки на региональном уровне Бизнес- организации ВУЗы Органы власти Некоммерческие организации НИИ Работодатели Спрос на компетенции ФГОС ВПО ООП ВУЗы Базовая часть Вариативная часть
Опросы работодателей Выявление новых компетенций Формирование вариативной части ФГОС Этапы разработки вариативной части ФГОС образовательными учреждениями
12 Вариативная часть ФГОС ФГОС + и формирование совместно с работодателями новых профессиональных компетенций разработка новых дисциплин, курсов, модульных программ
1.18% преподавательского состава - работники производства, НИИ, органов власти; 2.Заключение коллективных и индивидуальных договоров с предприятиями на прохождение студентами практик; 3.Руководство практиками, курсовыми и дипломными работами работодателями; 4.Курсы повышения квалификации совместно с центром экологического образования ТюмГУ; 5.Работодатель – рецензент ВКР (15 % дипломных работ ежегодно рекомендуется к внедрению); 6.Трудоустройство выпускников текущего года через выпускников прошлых лет, выступающих в качестве работодателя; 7.Работодатели-гости дня открытых дверей факультета. Формы сотрудничества с работодателями
Анализ замечаний от работодателей по качеству подготовки выпускников экологической направленности Замечания работодателяИзменения в учебном плане по направлению «Экология и природопользование» и др. Недостаточное знание нормативной и законодательной базы в области охраны окружающей среды 1. Введен новый курс «Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды» (2 д.е., модуль «Основы природопользования»); 2. Организованы курсы для выпускников центром экологического образования по нормативной и законодательной базе в области ООС Недостаточное понятие об экономике отрасли (о расчете платежей за негативное воздействие на ОС, расчете ущерба) 1. Введен новый курс «Нормирование и снижение загрязнения ОС» (2.д.е., модуль «Прикладная экология») 2. Введен новый курс Б.3.В. «Практикум по экономической оценке компенсаций за загрязнение ОС» (2 д.е.) ПК-6 Ок- 10 ПК- 11,14 ПК-7 Ок- 7,13
Анализ замечаний от работодателей по качеству подготовки выпускников экологической направленности Замечания работодателяИзменения в учебном плане по направлению «Экология и природопользование» и др. Недостаточное представление о наличии природоохранной документации на предприятии, необходимой для его эксплуатации Организованы курсы для выпускников центром экологического образования по природоохранной документации Недостаточные знания в области ГИС-технологий 1.Новый курс Б.2.Б. «Информатика, ГИС в экологии и природопользовании» (6 д.е.) 2. Новый курс Б.3.В. «Дистанционные и ГИС-технологии в геоэкологических исследованиях» (5 д.е.) 3. Б.3. Выбор «Дистанционное зондирование»(3 д.е.) ОК- 6,9, 13 ПК- 14, ок - 6,9, 13 ПК- 14
Анализ замечаний от работодателей по качеству подготовки выпускников экологической направленности Замечания работодателяИзменения в учебном плане по направлению «Экология и природопользование» и др. Слабое представление о навыках работы в полевых условиях Запланированы базовые, учебные и производственные практики (20 д.е.) Недостаточная база современного оборудования - Много теории, мало практики По учебному плану от числа всей аудиторной нагрузки лекции составляют 44%, практические и лабораторные работы -56% Неумение работать самостоятельно Распределение аудиторной работы и самостоятельной соответственно равно 46% и 54% Выпускники недостаточно свободны в общении Новый курс «Этика и этикет делового общения» (2 д.е.) ОК- 13,9,6,7, ПК-1-3 Ок-1-3,5, 7-9
Анализ замечаний от работодателей по качеству подготовки выпускников экологической направленности Замечания работодателяИзменения в учебном плане по направлению «Экология и природопользование» и др. Углубить знания по геологии, геофизике В новом учебном плане 4 д.е по «Геологии», 3 д.е по «Геофизике ландшафта», Затрудняются в принятии решений Для выпускников вузов Тюмени проводятся региональные курсы предпринимательской деятельности Темы ВКР далеки от производственных задач 0коло 15% дипломных работ ежегодно рекомендуется к внедрению Недостаточно владеют методами обработки данных, расчетами Новые курсы Б.3.В.«Экометрика» (3 д.е.), «Геоэкологический практикум» (4 д.е.) ПК-3, ПК-13 ОК-6,13 ПК-1-5, 11,14
Профессиональные компетенции ФГОСработодатели Знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды Знать и уметь работать с законодательной базой в области охраны окружающей среды