ИПОП "Эврика", октябрь 2011 Минимизация рисков введения ФГОС НОО. Мониторинг ФГОС НОО
Зачем нужен новый ФГОС? (в пространстве образования) выполнение требований, нормативно закрепленных на федеральном уровне; оформление требований к организации педагогического процесса; институциональное оформление требований для замены традиционных технологий, которые не обеспечивают эффективной реализации образовательного процесса; организация условий для достижения учениками современных образовательных результатов.
Зачем нужен новый ФГОС? (экспертное мнение) инициирование дискуссии по поводу содержания и результативности образования в обществе; изменение традиционных технологий, которые не обеспечивают эффективности образовательного процесса; формирование субъектной позиции и ответственности учителя за высокие образовательные результаты; формирование современных, востребованных мировой экономикой компетентностей у учеников.
Уровень педагога риск: неготовность реализовывать новые виды деятельности (для достижения новых – метапредметных и личностных результатов); механизм преодоления (снижения) риска: новая система оплаты труда; новая система повышения квалификации и аттестации; мониторинг введения ФГОС;
Уровень педагога риск: игнорирование внеучебных видов деятельности: механизм преодоления (снижения) риска: введение иных видов деятельности в норматив (см. требования РФ); новая система оплаты труда; формирование новых процедур оценки результативности деятельности педагога;
Уровень педагога риск: ориентация на традиционную результативность (ориентация на ЗУНы при игнорировании метапредметных и личностных результатов); механизм преодоления (снижения) риска: новая система оплаты труда; новая система повышения квалификации и аккредитации; ориентация на новые образовательные достижения (в том числе – новые способы проверки готовности к подростковой школе);
Уровень родителя (общества) риск: субъективный, личностный опыт (игнорирующий новые вызовы, социальные условия и т.д.); механизм преодоления (снижения) риска: включение представителей общественности в диалог по поводу результативности и содержания образования; просвещение (на уровне личностных контактов); инициирование объективного освещения процессов модернизации образования в СМИ.
Уровень родителя (общества) риск: необходимость поддерживать новые виды деятельности; механизм преодоления (снижения) риска: иные (новые) требования к результатам и способам оценки образования; формирование мотивации (ответственности) родителей за будущее школьника.
Уровень администрации ОУ риск: управленческая некомпетентность при введении ФГОС; механизм преодоления (снижения) риска: система повышения квалификации (с учетом новых требований); ориентация на новую результативность образования; обсуждение с Управляющим советом ОП и критериев оценки эффективности реализации;
Уровень администрации ОУ риск: недостаточность материально-технических условий для введения ФГОС; механизм преодоления (снижения) риска: грамотное распределение субсидий с федерального уровня; грамотное заполнение показателей мониторинга; региональная политика (определение приоритетов);
Уровень администрации ОУ риск: поборы с родителей на новые виды деятельности; механизм преодоления (снижения) риска: включение в базовую часть ФОТ новых видов деятельности; определение показателей качества образования (включение достижения новых в стимулирующую часть ФОТ); добровольность при привлечении средств на развитие школы;
Региональный уровень риск: увеличение документооборота; механизм преодоления (снижения) риска: определение необходимого (минимального) перечня документов; мониторинг реализации ФГОС НОО;
Региональный уровень риск: недостаточность финансирования введения ФГОС; механизм преодоления (снижения) риска: включение в норматив новых видов деятельности, обеспечивающих реализацию ФГОС; лоббирование включения в норматив средств на реализацию ФГОС; определение показателей качества образования (модельная методика распределения стимулирующей части в зависимости от результата);
Региональный уровень риск: отсутствие механизмов оценки реализации ФГОС НОО; механизм преодоления (снижения) риска: включение в региональную методику НСОТ показателей для распределения стимулирующей части ФОТ на основании ФГОС; заказ на разработку КИМов для оценки метапредметных результатов.
Мониторинг реализации введения ФГОС НОО
Основная задача мониторинга – проверить степень готовности СИСТЕМЫ к реализации ФГОС НОО соответствия условий (материально- технических и нормативно-правовых на уровне региона, муниципалитета, ОУ) требованиям стандарта; готовность администрации ОУ к поддержке введения стандарта; готовность учителя добиваться результатов, обозначенных во ФГОС НОО (рефлексия оснований и результативности собственной деятельности).
В задачи мониторинга НЕ ВХОДИТ: проверить степень готовности администрации и педагогов КОНКРЕТНОЙ школы к введению ФГОС НОО; стать основанием для принятия административных санкций (на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровне).
Причины предоставления недостоверной информации: стремление «выглядеть позитивно» (часто – достигается обратный результат); невнимательность при чтении вопросов; непонимание содержания вопроса; не владение основами Культурно- исторической теории Л.С.Выготского (научными понятиями, на основании которых выстроен ФГОС);
Показатели мониторинга введения ФГОС НОО Общие сведения о введении ФГОС НОО в образовательном учреждении; Учебный план образовательного учреждения; Методическое обеспечение введения ФГОС НОО; Материально-техническое обеспечение ФГОС НОО; Информационное обеспечение введения ФГОС НОО; Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО; Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО;
Показатели мониторинга введения ФГОС НОО Общие сведения о повышении квалификации административных и педагогических работников учреждения; Вопросы представителю административно- управленческого персонала, курирующего внедрение ФГОС НОО; Вопросы для учителя, проходившего повышение квалификации по новому ФГОС НОО: Анкета для учителя; Методическая оснащенность для достижения предметных и метапредметных результатов; Готовность к проведению текущей и итоговой оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы…
В начальной школе организованы постоянно действующие площадки для свободного самовыражения учащихся, в что числе: - театрДа / Нет - газета, журналДа / Нет - сайт, обновляемый не реже двух раз в месяц Да / Нет - радиоДа / Нет - телевидение (телеканал)Да / Нет
В начальной школе организованы постоянно действующие площадки для свободного самовыражения учащихся, в что числе: - театрДа / Нет - газета, журналДа / Нет - сайт, обновляемый не реже двух раз в месяц Да / Нет - радиоДа / Нет - телевидение (телеканал)Да / Нет
Есть ли в методических рекомендациях, имеющихся в Вашем распоряжении, материалы, позволяющие организовать работу по формированию указанных универсальных учебных действий? УУД 1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления Да / Нет
Есть ли в методических рекомендациях, имеющихся в Вашем распоряжении, материалы, позволяющие организовать работу по формированию указанных универсальных учебных действий? УУД 1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления Да / Нет
Универсальное учебное действие (пример) УУД 1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления Дети вместе со взрослым разрабатывают «ориентировочную основу» (устный или зафиксированный в модели план действия) для совершения действия; Дети используют «ориентировочную основу» (устный или зафиксированный в модели план действия) при совершении действия; Дети определяют объем и содержание дополнительной тренировки для овладения способом действия; Дети планируют собственную деятельность в ходе проектной работы.
спасибо за внимание (: