ЦМИ Международная конференция Гендерные аспекты миграционной политики: извлеченные уроки и рекомендации 21-22 апреля 2004 г. Московская обл., ст. Водники.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гендерные аспекты миграционной политики: извлеченные уроки и рекомендации. Москва апреля 2011 Самостоятельно или «за мужем»: семейные стратегии.
Advertisements

Равенство в коллективных переговорах. Включение или отсутствие положений о недискриминации и/или положений о равенстве в коллективные договоры является.
Женщины – мигранты из стран СНГ на российском рынке труда Н.В. Мкртчян, НИУ ВШЭ, ЦМИ Международная конференция «Гендерные аспекты миграционной политики:
Зачем России мигранты? Е. Тюрюканова Центр миграционных исследований
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Стратегический План на годы Для обсуждения с НПО 22 февраля 2008 г.
Дети мигрантов в России Елена Тюрюканова UNICEF.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Социальная интеграция трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России пример Москвы и Санкт-Петербурга.
1 115-ФЗ от г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет: Статус иностранного гражданина Условия участия.
Гендерные аспекты миграционной политики: извлеченные уроки и рекомендации. Москва апреля 2011 Центр миграционных исследований Ю.Флоринская Проблемы.
Молодежное Правительство городского округа Новокуйбышевск Новокуйбышевск 2012 год.
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Общественная Организация «Фонд Развития Общества» Является неправительственной некоммерческой организацией, основные цели которой направлены на содействие.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Модуль 4: Охрана материнства в сфере труда: основные заинтересованные стороны – кто они?
Социальное обеспечение безработных граждан. Выполнила: Студентки 1 курса группы СР Горячевой С.А.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Транксрипт:

ЦМИ Международная конференция Гендерные аспекты миграционной политики: извлеченные уроки и рекомендации апреля 2004 г. Московская обл., ст. Водники

Женская трудовая миграция в России: новый имидж «гастарбайтера» и новые вызовы для политики Елена Тюрюканова Центр миграционных исследований (Москва)

Методология и данные Официальная статистика ФМС РФ Выборочный опрос трудовых мигрантов – женщин (2010) -- регионы опроса - Москва и Московская обл., Самарская обл., Санкт-Петербург и Ленинградская обл., Краснодарский край -- размер выборки – 1169 респондентов -- тип выборки – целевая, квоты по странам происхождения и секторам занятости Фокус группы и интервью

Цели исследования Показать роль женщин в трудовой миграции в Россию из стран СНГ Выявить основные характеристики женской миграции и специфические потребности мигрантов-женщин Разработать рекомендации по учету специфических потребностей мигрантов- женщин в политике Проанализировать действующую миграционную политику РФ с точки зрения гендерного подхода

Доля женщин в общей численности трудовых мигрантов (%) Источник: статистика ФМС

Женщины- трудовые мигранты по странам исхода, % Источник: статистика ФМС

Факторы роста миграции женщин Демографический спад в России Изменение структуры экономики и спроса на рынке труда – рост сферы услуг Развитие мигрантских социальных сетей -- включение «новых» социальных групп -- рост миграции семей Структура бедности и безработицы в странах происхождения, феминизация бедности (

Прирост населения России до 2030 г., тыс. человек Источник: Средний вариант прогноза Росстата

Распределение работников по профессиональным группам и полу (на 31 октября 2008 г.) (по результатам выборочного обследования организаций)

Сектора занятости в России Сфера услуг (53%) --- домашние услуги --- уборка территории и помещений --- ЖКЧ Торговля (18%) Сельское хозяйство (7%) Строительство и ремонт (4%) Промышленность Источник: статистика ФМС

Миграция – это долгосрочная стратегия Преобладают среднесрочные (6 мес. - 1 год) и долгосрочные (более 1 года) поездки - более 60% 27% ориентированы на постоянное жительство

Меняющийся образ «гастарбайтера» «Гастарбайтер» Мужчина, 31, семья на родине Молодая семья с ребенком Одинокая мать с ребенком Женщина, 58, пенсионерка Студент/ка Беременная женщина Мужчина, 66, пенсионер Многодетная семья с детьми Девушка, 16, не замужем Женщина, 29, семья на родине Женщина, 33, ВИЧ+

Профиль трудовых мигранток Возраст -- 90% - старше 20 и моложе 50 лет -- средний – 35 лет, медиана – 34 года -- «после 45» – 20%, «после 50-ти» – 7% Страны происхождения -- растет миграция из стран ЦА Образование -- > 70% имеют профессиональное образование Семейное положение -- около 60% - состоят в браке, около 40% имеют детей до 16 лет

продолжение Этнический состав -- преобладают титульные группы, 15% - русские, преобладают этнически однородные семьи Знание русского языка -- из Таджикистана - более 30% знают недостаточно; из Узбекистана и Киргизии – около 20%; из стран Кавказа – 11-14%

Самостоятельность и стереотипы Более 90% опрошенных участвуют в обеспечении своей семьи, из них около 35% являются основным кормильцем в семье При этом около 60% женщин придерживаются традиционных гендерных установок, что «зарабатывать деньги в семье должен мужчина, а женщина должна заниматься домом и детьми (среди мигрантов из стран Кавказа – 75-80%)

Кто в основном обеспечивает Вашу семью?

Денежные переводы

Гендерно чувствительная миграционная политика: что это такое? Признание роли, которую женщины и мужчины играют в миграции Признание наличия специфических потребностей и особенностей мигрантов - женщин и мужчин Принятие необходимых мер по обеспечению этих потребностей

Рекомендации

1. Внести следующие дополнения в законодательство (ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»,«О гражданстве» ): 1) ввести правовое определение следующих терминов: «интеграция мигрантов», «воссоединение семей», «члены семьи мигранта», «дети - члены семьи мигранта» (или «дети мигранта»), «трудовые мигранты – женщины»; 2) разработать и ввести в миграционное законодательство программу воссоединения семей, обратив приоритетное внимание на семьи мигрантов, в частности, женщин, с детьми; 3) ввести бессрочный вид на жительство (статус резидента) для желающих постоянно жить в России и интегрироваться в российское общество; предусмотреть правовой канал для смены статуса временно пребывающего/проживающего трудового мигранта на статус резидента (постоянного жителя) с приоритетом семейных мигрантов и женщин с детьми. 4) облегчить процедуры натурализации для определенных категорий детей, в частности для детей, родившихся в России; 5) рассмотреть вопрос о введении т.н. «семейного вида на жительство», предоставляемого сразу всем членам семьи; этот вид на жительство должен быть бессрочным и выдаваться на основе отбора семей, причем семьи с детьми могут иметь приоритет; 6) отменить квоты РВП; 7) отменить квотирование количества разрешений на работу; 8) отменить нулевую допустимую долю иностранных работников на предприятиях торговли.

2. Разработка и принятие «Стратегии интеграции мигрантов в Российской Федерации» с учетом гендерного подхода; создание правовой базы финансируемых государством интеграционных программ, обратив приоритетное внимание на интеграцию детей и семей мигрантов с детьми. 3. Меры в области законодательного закрепления права трудовых мигрантов на получение медицинской помощи: возврат механизма обязательного медицинского страхования для мигрантов, с которыми трудовой договор заключается на срок 1 год и более. Доступ мигрантов к медуслугам в этом случае осуществляется на равных условиях с российскими гражданами. Для мигрантов, работающих по договорам, заключенным на срок менее 1 года, доступ к медуслугам осуществляется на основе специально разработанной схемы обязательного страхования, либо доступных схем добровольного медицинского страхования (возможны, например, «возвратные» схемы, когда часть денег возвращается мигранту, не обращавшемуся за медицинской помощью), которые также применяются и для неработающих членов семьи мигранта. Во всех страховых схемах должен обеспечиваться доступ женщин-мигрантов к гинекологической и акушерской помощи, как для консультации и лечения, так и для ведения беременности и родов. Беспрепятственный доступ к медицине для детей мигрантов должен быть организован на тех же условиях, что имеют дети российских граждан.

4. Меры в области образования: 1) беспрепятственный доступ к школьному образованию для детей мигрантов должен быть организован на тех же условиях, которые имеют дети российских граждан; 2) расширение бесплатных возможностей дополнительного изучения русского языка и литературы; 3) противодействие сегрегации (концентрации мигрантов в «плохих» школах), созданию мононациональных или «мигрантских» школ; регулярный обмен лучшими практиками в данной области; 4) ввести льготы по получению гражданства не только для родившихся в России детей, но и для тех детей мигрантов, кто заканчивает в России среднюю школу.

5. Работа по воспитанию толерантного общества: разъяснительная работа с населением, в школах среди учеников, учителей и родителей; работа, направленная на воспитание межкультурного диалога Информационная кампания в СМИ, направленная, в том числе, на формирование толерантности в отношении женщин и детей, противодействие распространению гендерных стереотипов. Меры по повышению толерантности должны приниматься не только на национальном, но и на муниципальном и местном уровне, вплоть до уровня общины (микрорайон, землячество, крупное предприятие, церковный приход и т.п.). На уровне общины могут разрабатываться актуальные инструменты, рассчитанные на решение конкретных вопросов, актуальных именно в данном месте и в данное время. Например, на местном уровне может быть разработан Кодекс добрососедства, который в локальной среде может иметь конкретный смысл и направленность, в то время, как подобный инструмент, разработанный на национальном уровне, рискует превратиться в очередную декларацию и общее место.

6.Поиск институциональной структуры: при местных общинах или землячествах могут создаваться Комитеты женщин для более подробного анализа положения женщин-мигрантов и детей в районе и решения возникающих проблем на местном уровне. Очень важно в данном случае наладить обмен наилучшими практиками. Создание Комитетов женщин при российских региональных общественных объединениях диаспорально-общинного характера (составление списков, выработка программ), обеспечение данными о сетевых партнерах и их возможностях, существующих практиках по применению и использованию имеющихся ресурсов. 7. Работу по мониторингу миграционной ситуации, межкультурного и межэтнического климата также лучше вести на низовом уровне, например, на уровне муниципалитета. Такой мониторинг можно проводить по единой методологии и выводить данные на национальный уровень, однако начинать надо с общины, которая может дойти до каждого мигранта или мигрантской семьи. Обязательной частью такого мониторинга должен стать раздел по положению женщин и детей мигрантов. Результаты его должны публиковаться в местных СМИ. На местном уровне могут создаваться специальные комиссии по вопросам миграции и толерантности, выходящие на соответствующий орган на уровне субъекта Федерации. Отдельным блоком в работе таких комиссий должны стать вопросы о положении женщин и детей мигрантов. 8. Помощь мигрантам в изучении русского языка, т.к. именно язык служит главным средством межкультурных контактов, без которых невозможна интеграция. Организация курсов разного уровня, возможно на базе школ, в которых обучаются дети мигрантов.

9. Представляется целесообразным развивать институциональное обеспечение политики в области привлечения ИРС путем специализации кадровых агентств (ЧАЗов), чья деятельность способствовала бы вытеснению теневых практик найма и трудовой деятельности иностранных работников. Например, ЧАЗы - надежные посредники - могут специализироваться на трудоустройстве домашнего персонала, медицинских работников, и по другим направлениям, по которым часто работают женщины. 10. Обеспечение простого доступа мигрантов к защите своих прав и правосудию. Рассмотреть вопрос о создании органов досудебного рассмотрения жалоб мигрантов на местном уровне (на уровне муниципальных образований). Противодействие насилию и произволу полиции и других силовых структур в отношении мигрантов, в особенности женщин и детей, в частности, недопущение случаев сексуального насилия в отношении женщин-мигрантов. 11. Разработать и ввести в учебные курсы по миграции гендерный блок, разъясняющий гендерные особенности миграции, выделяющий категории женщин и детей, обучающий будущих управленцев и специалистов специфическим потребностям различных групп мигрантов, гендерно чувствительному подходу к миграционной политике.

12. Большинство своих социальных транзакций мигранты осуществляют через социальные сети, как правило, состоящие из соотечественников, то есть выходцев из одной страны. Такие сети не оформились пока в общественные организации и объединения. Иногда такие сети обрастают клубком теневых дельцов, обеспечивающих решение многих проблем мигрантов через неформальные, а часто и криминальные каналы. Это даёт почву для развития взаимосвязи таких социальных сетей с теневой инфраструктурой и криминальным миром. Чтобы избежать подготовки такой опасной почвы, необходимо работать с национальными общинами, помогая через их работу канализировать отношения рядового трудового мигранта с администрацией того региона РФ – без посредников, в котором он работает, а также способствовать появлению НПО на основе самоогранизации мигрантов по определенным категориям (например, женщин, домашних работников, работников торговли, строительства и т.п.). Необходимо также препятствовать тенденции использования такой работы для лоббирования интересов отдельных представителей общины (например, крупных предпринимателей), в ущерб интересам рядовых членов такого объединения.

13. Проведение специальных углубленных исследований, в первоочередном порядке: 1) исследование положения детей мигрантов в России; 2) оценка вклада мигрантов - женщин и мужчин в экономику России; 3) исследование женщин – мигрантов - домашних работников; 4) исследование контрактов женщин – мигрантов в различных видах услуг. 14. Создание сети заинтересованных государственных, общественных, коммерческих, научных и других структур РФ и стран СНГ с целью координации действий по разработке мер защиты женщин - трудящихся мигрантов и членов их семей и внедрению гендерного подхода в миграционную политику. 15. Увеличение роли НПО, работающих с мигрантами, в принятии и реализации государственных решений в области миграционной политики, особенно в отношении программ интеграции. Содействие процессу самоогранизации мигрантов, в частности женщин, по важным вопросам их жизни. Требование введения прозрачных программ государственного финансирования неправительственных организаций на конкурсной основе, в частности по вопросам интеграции.

16. Использование возможностей Общественных Советов при посольствах стран-доноров для продвижения прав мигрантов – женщин и решения проблем женщин - трудящихся мигрантов и членов их семей. 17. Инициирование заседания по гендерной проблематике миграции в Общественном Совете при ФМС России. 18. Разработка вопроса о дифференцированном подходе к определению административных и иных мер наказания (штраф, депортация, арест) для женщин - трудящихся мигрантов, имеющих детей. Оценка соответствия тяжести наказания и серьезности правонарушения. Проведение совместных (НПО, госструктуры) посещений мест заключения осужденных женщин - трудящихся мигрантов в тюрьмах и спецприемниках с целью получения достоверной информации об их проблемах и условиях содержания. 19. Обсуждение необходимых правоприменительных мер в отношении родителей, использующих труд детей, а также использующих детей для попрошайничества, независимо от их гражданства. 20. Решение вопросов неуплаты алиментов, касающихся детей мигрантов, усыновления или опеки брошенных детей мигрантов, находящихся в специализированных учреждениях РФ.

Занятость 2/3 имели разрешение на работу 58% - имели письменный договор с работодателем Зарплата работающих официально и неофициально почти одинакова Около 50% женщин-мигрантов заняты в мигрантских анклавах (нишах)

Модели миграции женщин «Самостоятельные» («активные») мигрантки – приехавшие на заработки самостоятельно (без мужа) - 48% -- в эту группу вошли 82% всех замужних респонденток -- 40% взяли детей с собой в РФ. 60% - оставили дома Модель «за мужем» – мигрантки, приехавшие вслед или вместе с мужем, который играет роль «активного» мигранта – 52% -- в эту группу вошли только 18% замужних респонденток

УтверждениеЖенщины, находящиеся на выезде с мужьями «Самостоятельны е» Замужняя женщина не должна уезжать из дома одна 80,056,7 Замужняя женщина не должна уезжать из дома, если муж против этого 92,280,8 Деньги зарабатывать должен муж, я жена должна следить за домом и хозяйством 51,759,4 Женщинам-мигрантам тяжелее, чем мужчинам 53,463,0 Многие женщины уезжают из дома, чтобы заниматься проституцией 10,99,5

Миграция с детьми 2/3 имеющих детей оставили их дома, 1/3 – привезли с собой в РФ Приезжают с детьми, в основном, полные семьи 16% приезжающих на период около 1 года (от 9 мес. до 1 года) – с детьми 11% женщин и 32% детей имеют доступ к бесплатной медицине (около 45% детей прикреплены в бесплатную поликлинику)

Миграция и беременность Материальные трудности Опасение потерять работу Страх остаться без медпомощи «Могут депортировать» Невозможность вернуться домой с ребенком Брошенные дети (203 зарегистрированных ребенка в Москве на 2010 г., чьи родители не имеют гражданства РФ)

Среди приехавших с семьей 30% намерены остаться в России Среди «самостоятельных» мигранток – 3% Только 2% женщин, чьи мужья остались дома имеют в России сексуального партнера