Тютрина Валентина Дмитриевна Заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ с.Новогромово Черемховский район Иркутская область
Чтобы правильно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем, необходимо: -Распознать истинный мотив поступка и в соответствии с ним выбрать способ действия, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку; -Разработать стратегию своего поведения в классе, где часто происходят нарушения дисциплины?
Мотивы плохого поведения Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого (первая причина плохого поведения) Никто не учит ребенка как привлечь внимание в приемлемой учителю манере- вторая причина Чем меньше внимания ребенок получает дома, тем больше вероятность поведения направленного на привлечение внимания в школе
Способы профилактики плохого поведения Попробуйте уделять внимание тем, кто сегодня ведет себя хорошо. Поощряйте за хорошее поведение активнее, чем наказываете за плохое! Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса.
Способы реагирования на уже случившееся нарушение дисциплины Установите зрительный контакт с недисциплинированным учеником Начните говорить тихим голосом Измените манеру речи Задайте школьнику прямой вопрос Попросите о каком-либо одолжении Встаньте рядом Упоминайте имя ученика Временно прекратите урок
Способы профилактики плохого поведения Избегайте прямой конфронтации, что позволит снизить напряженность Позволяйте таким школьникам проявлять свою власть над классом, разрешенными Вами способами и под Вашим контролем. Передайте ученику часть своей организаторской власти.
Два основных способа профилактики мстительного поведения Стройте отношения со всеми учениками так, чтобы в них чувствовалась Ваша забота о них Обучайте учеников нормальным, приемлемым способам выражения своей душевной боли и страдания
Меры экстренного педагогического вмешательства Признайте силу ученика Уберите зрителей или отложите разрешение конфликта на то время, когда ученики уйдут Озадачивайте учеников. Покажите, что Вами нельзя манипулировать
Причины поведения, направленного на избегание неудачи Причина первая-взрослый слишком часто указывает на ошибки и несостоятельность ребенка Причина вторая- неоправданно высокие ожидания родителей и учителей от ребенка и его страх не соответствовать этому ожиданию Причина третья- перфекционизм, требования от себя совершенства Причина четвертая- неоправданное и частое использование духа соревнования
Специфическая профилактическая помощь Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу» Помогать таким детям преодолевать барьеры втягивать в продуктивные отношения с другими учениками
Стратегия поведения педагога в классе, где часто происходят нарушения дисциплины Научитесь акцентировать внимание на поступках ученика, а не на его личности, описывайте поведение ребенка безоценочно Займитесь своими негативными эмоциями, их можно контролировать Не усиливайте напряжение ситуации Обсуждайте поступок ученика позже Позволяйте ученику «сохранять лицо», не задевайте чести и достоинства ученика Демонстрируйте модели не агрессивного поведения
Добрый совет В целях сохранения психоэмоционального здоровья необходимо овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов, операционными умениями о этической защите, что позволит эффективно решать сложные проблемы дисциплины в классе и сохранить уважение и любовь учащихся.