Культура и туризм: шаги навстречу Валерий Гордин НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Высшая школа экономики, Санкт-Петербург,
Высшая школа экономики, Санкт-Петербург 2013 Проблемы взаимодействия турбизнеса и учреждений культуры фотфото Недостаточная пропускная способность наиболее привлекательных учреждений культуры Плохо отлаженная логистика работы учреждений в высокий сезон Недостаточно активное обновление туристского продукта (имидж города классической культуры) Слабое участие творческих индустрий и менее известных учреждений культуры в создании турпродукта Отсутствие в низкий сезон специализированных событий, которые могли бы создать активный спрос
Высшая школа экономики, Санкт-Петербург 2013 Результаты опроса менеджеров учреждений культуры: выявленные проблемы (1) фотфото Слабая степень представления на сайтах туркомпаний, работающих на въездной туризм, всего спектра культурных событий города Отсутствие совместных рекламных и PR- кампаний Слабое развитие специализированного культурного туризма, нацеленного на определенные профессиональные группы, группы по интересам и группы, заинтересованные в креативном туристском продукте
Высшая школа экономики, Санкт-Петербург 2013 Результаты опроса менеджеров учреждений культуры: выявленные проблемы (2) фотфото Слабая поддержка со стороны городских властей совместных усилий организаций культуры и туризма Отсутствие системы в выборе учреждений культуры и культурных событий, представляемых на международных туристских выставках и ярмарках Отсутствие целевых грантов на поддержку совместных мероприятий учреждений культуры, культурных событий и туристских организаций
«Ночь музеев» в Санкт-Петербурге Проводится с 2008 года: 33 учреждения – посетителей 2012 год: 77 площадок – более посетителей Преимущественно участвуют музеи «второго ряда», библиотеки, креативные пространства Участники распределены по всей территории города Значительная часть мероприятий нацелена на нетипичные группы потребителей, что способствует изменению культурного имиджа
Итоги исследования Развитие креативного потенциала музеев «второго ряда» «…Это всегда очень хороший толчок для творчества со стороны музея» (Литературный музей «XX век») Креативность акции (время работы музеев) vs. креативность мероприятий в музеях (инновационные, интерактивные выставки и т.п.)
Итоги исследования Повышение аттрактивности музеев среди «нетипичных» посетителей (молодежь, туристы) «...Нам хотелось увидеть у нас на «Ночи» людей среднего возраста или молодых, лет 25-35, работающих в совершенно других сферах, мало связанных с искусством. И такие люди действительно пришли, и их было много» (Фонд художника М. Шемякина) Развитие культурных кластеров
Перспективы развития культурного туризма в Санкт-Петербурге Новый актор индустрии – креативные пространства (лофты), нацеленные на индивидуальный туризм Инфраструктура гостиничного фонда такова, что она привлекательна для индивидуальных туристов: рост числа мини-отелей и хостелов Хостелы предпочитают напрямую работать с креативными пространствами Творческие индустрии становятся драйвером для развития туризма Креативный туризм приходит на смену созерцательному туризму
Культурно-креативные пространства и лофты Санкт-Петербурга
Валерий Гордин Спасибо за внимание!