Тема проекта: «Работа над задачей- актуализация мыслительной деятельности младших школьников»
: Актуальность: -от того, насколько будет развита мыслительная деятельность у младших школьников, зависит успешность их дальнейшего обучения в математике.
Проблема: развитие самостоятельности мышления, воспитание личности, способной к творческому мышлению и инициативе. Объект исследования: обучающиеся 3 класса
Гипотеза: Умение решать задачи способствует формированию интереса к предмету, развивает мышление, речь, интеллект, волевых качеств, инициативу и творчества
Цель: изучить влияние работы над задачей на развитие мыслительной деятельности младших школьников
Задачи: -проанализировать информацию по теме исследования; -доказать, что работа над задачей способствует развитию самостоятельности мышления; -показать, что данная деятельность способствует формированию интереса к предмету, развивает мышление, речь интеллект, волевые качества, инициативу и творчества
Методы: -метод обработки информации; -экспериментальный метод. Источники информации: -литературы по методики обучения математики; -результаты диагностических методик. Способы обработки информации: -анализ, сопоставление, обобщение, вывод.
План Первый этап: -выбор темы, уточнение цели, задач; -выдвижение гипотезы; -выбор метода исследования; -проведение диагностики для определения уровня интереса к предмету; -анализ, вывод.
Второй этап: -повторная диагностика; -анализ и сопоставление полученных данных; -обобщение, вывод. Анализ достижения поставленных целей и задач; -подготовка к презентации. Третий этап: -защита проекта.
Необходимо сформировать у детей комплекс умений: а) слушать и понимать тексты различных структур; б) представлять и моделировать ситуации, предлагаемые педагогом; в) выбирать действие в соответствии с ситуацией; г) составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием; д) выполнять простые вычисления.
Схематичная запись задачи Анализ решения Задача Анализ задачи Поиск способа решения задачи План решения Осуществление плана решения Проверка Ответ
Методические приемы: -решение задач с лишними, недостающими, буквенными, неопределенными данными; -составление задач по условию, по вопросу, по решению; -преобразование задач; -решение задач занимательного характера, нестандартных (логических, компьютерных) повышенной сложности.
Задача Рыбак поймал 10 рыб: из них 3 леща, 4 окуня, остальные щуки. Сколько щук поймал рыбак? Практический способ о л Арифметический способ: 1) 3+4=7 (р.)-пойманные рыбы 2) 10-7=3 (р.)-щуки Алгебраический способ: Пусть x –пойманные щуки, тогда количество всех рыб можно записать выражением: 3+4+x-все рыбы По условию задачи известно, что рыбак поймал всего 10 рыб. Значит 3+4+x=10 Решив это уравнение, мы ответим на вопрос задачи Графический способ: -л- -л- -л- -о- -о- -о- -о- -щ- -щ- -щ- лллоооо
Памятка решения задач: 1. Читаю внимательно задачу. Отмечаю карандашом главные слова. 2. Представляю (нарисую словесную картину, рисунок, чертеж, запишу кратко). 3. Повторяю задачу по краткой записи… 4. Мне известно… О неизвестном сказано… 5. Можно узнать… 6. Объясняю выбор действия… 7. Записываю решение… 8. Ответил ли на вопрос задачи… 9. Записываю ответ…
Уровень интереса к предмету в начале учебного года
Уровень интереса к предмету в конце учебного года
Сравнительный анализ уровня интереса к предмету
Вывод Данным исследованием доказана эффективность работы над задачей – актуализация мыслительной деятельности младших школьников, которая способствует формированию интереса к предмету, развития самостоятельности мышления, речи, интеллекта, инициативы и творчества, волевых качеств личности. Следовательно, гипотеза верна и цель проекта достигнута.