1. Тип внутрисемейных отношений: -гармоничный -Дисгармоничный 2. Деструктивность семейного воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений. 3.Возрастные кризисы детей 4. Личностный фактор
Детский опыт самих родителей. Нереализованные потребности родителей. Личностные особенности родителей. Отношения со вторым родителем. Обстоятельства рождения ребенка.
Авторитарные родители (авторитарный стиль воспитания «автократический», «диктат», «доминирование»). Либеральные родители (либеральный стиль воспитания «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Авторитетные родители (авторитетный стиль воспитания «демократический», «сотрудничество»). Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство) Опекающий стиль воспитания (гиперопека, концентрация внимания на ребенке)
Неконструктивное: -- «выигрывает только родитель» -- «выигрывает только ребенок» Конструктивное: - прояснение конфликтной ситуации - сбор предложений - оценка предложений и выбор наиболее приемлемого - детализация принятого решения - выполнение, проверка
КР-контролирующий родитель ЗР – заботящийся родитель В – взрослый СД – свободный ребенок АД- адаптивный ребенок
1. Правило 3-»П»: Понимание Принятие Признание 2. Знания о закономерностях развития. 3. Умение ждать. 4. Родители должны быть взрослыми.
-Бабушка-хозяйка -Бабушка-няня -Бабушка-гость
Расставание Наказание Смена мотивации
1) "Я" - хороший, "Все ОНИ - хорошие, жизнь - хороша" - сценарий "победителя"; 2) "Я" - плохой, "ОНИ" - плохие, жизнь - плоха" - сценарий "побежденного", неудачника; 3) "Я" - хороший, но "ОНИ" - плохие, жизнь - плоха" - сценарий "озлобленного пессимиста"; 4) "Я" - плохой, а "ОНИ" - хорошие - сценарий "комплекса неполноценности".
Не живи Не будь собой Не будь ребенком Не взрослей Не достигни этого Не делай ничего (нельзя) Не высовывайся Не связывайся Не будь близким Не будь здоров Не думай Не чувствуй
состоят из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом усваиваются от 3-х до 12-ти лет "Веди себя прилично!" "Не капризничай!" "Будь хорошей девочкой!" "Много работай!" "Ты должен быть лучшим в классе!" "Врать плохо." "Не выноси сор из избы."
5 предписаний (директив), которые играют в сценарии особую роль: Будь Совершенным/Совершенной Будь Сильным/Сильной Упорно Пытайся Нравься (другим) Торопись.
Без любви Без ума Без радости
Прежде После Никогда Всегда Почти Неопределенный сценарий
Спасибо за внимание!