Внимание и деятельность: двадцать лет спустя М.В. Фаликман Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова РГГУ, 17 ноября 2004 г. Исследование поддержано.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.В. Фаликман Е.В. Печенкова Зрительный поиск в пространстве и времени Вторые общепсихологические чтения Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова Исследование поддержано.
Advertisements

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕШЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЗАДАЧИ Екатерина Печенкова Мария Фаликман The Virtual CogLab.
Временные смещения: возможности объяснения Екатерина Печенкова факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Исследование поддержано.
Москва, 17 ноября 2004 г. ВРЕМЕННЫЕ СМЕЩЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ НЕСКОЛЬКИХ ОБЪЕКТОВ Екатерина Печенкова Московский государственный университет.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Анализ и отчет… Анализ или отчет? Еговкина Н.В.Давайте сравним! ОтчетЛиния сравнения Анализ Цель Форма Объем Сложность написания Взаимосвязь Результат.
Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.
Методы управления человеческими ресурсами План: 1. Управление человеческими ресурсами 2. Административные методы управления 3. Экономические методы управления.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Система государственного управления 1.Система управления 2.Субъект государственного управления 3.Объект государственного управления 4.Процесс государственного.
Проблемы измерения эффекта от инвестиций в ИТ. Научно исследовательский проект IT-VALUE.RU Алферов П. Заместитель Генерального директора по управлению.
Система государственного управления взаимодействие управляющей подсистемы и управляемой подсистем совокупность целей, видов, принципов, методов, функций,
Выбор темы и объектов аудита эффективности НАУМОВ ИВАН ОБ
Восприятие порядка событий как продукт «сквозных» психических процессов Е.В. Печенкова МГУ им. М.В. Ломоносова Симпозиум памяти профессора Л.М.Веккера.
Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание Семестр4. Тема14. Лекция9.
Формирование ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Методические указания (Михайлова Н.С., Муратова Е.А., О.М. Солодовникова.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Описания, базовые структуры и этапы анализа систем План I. Цель, структура, система, подсистема, задача, проблема. II. Основные признаки и топологии систем.
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
Транксрипт:

Внимание и деятельность: двадцать лет спустя М.В. Фаликман Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова РГГУ, 17 ноября 2004 г. Исследование поддержано грантом РФФИ

Л.С. Выготский: проблема средств организации акта внимания в двух аспектах: (1) избирательность; (2) удержание в течение определенного времени. Средства решения перцептивной задачи ~ способы осуществления действия.

Внимание в когнитивной психологии: отбор (1950-е) ресурсы (1970-е) «внимание для действия» (1980-е) установление взаимно однозначного соответствия между поступающей информацией и исполнительными структурами, избирательное назначение приоритетов в обработке информации и выполнении действий.

1983: внимание как сторона деятельности «феноменальное и продуктивное проявление работы ведущего уровня организации деятельности»

1983: внимание как сторона деятельности Деятельность СознаниеФизиологические механизмы В

1993: внимание как отдельная деятельность «акт, направленный на функционально-физиологическую систему деятельности»

1993: внимание как отдельная деятельность Деятельность СознаниеФизиологические механизмы В

1890: Уильям Джеймс, «Принципы психологии» «Теории эффекта»: внимание как следствие функционирования иных (напр., физиологических) механизмов, их проявление в познавательной активности «Теории причины»: внимание как первопричина изменения характеристик познавательной активности

1890: Уильям Джеймс, «Принципы психологии» …если кто-то и возьмется подтвердить одну из этих концепций, то ему придется прибегнуть к метафизическим и всеобщим, а не к научным и конкретным основаниям… (1890, с.448)

Когнитивная психология внимания «Теории эффекта»: внимание как следствие организации системы переработки информации (теории селекции) «Теории причины»: внимание как внешняя причина большей или меньшей эффективности переработки информации (Д. Канеман, 1973)

Постановка проблемы в психологической теории деятельности «Теории эффекта»: внимание как следствие организации деятельности (процесса решения перцептивной задачи) «Теории причины»: внимание как причина или основа эффективности деятельности (процесса решения перцептивной задачи)

Эффект мигания внимания: (не)внимание - причина или следствие? «МИГАНИЕ ВНИМАНИЯ» (attentional blink) пропуск целевого объекта в условиях быстрого последовательного предъявления зрительных стимулов, когда этот объект появляется в интервале 0,2-0,5 с после обнаружения или опознания предыдущего целевого объекта

Быстрое последовательное предъявление зрительных стимулов VISUAL PRESENTATION Эффект мигания внимания: (не)внимание - причина или следствие?

Стандартный эффект мигания внимания

Прообраз эффекта мигания внимания

Эффект мигания внимания с сокращаемыми словами МОНА(Р)Х Ф(Р)ЕСКА

Стратегическое изменение решения двойной задачи

Изменение результата как следствие субъективного изменения постановки задачи? Предваряющая серия Основная серия (слова) Завершающая серия Две отдельные задачи Единое целое

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ вне зависимости от того, сочтете ли Вы его неотъемлемой стороной или причиной того, что смогли дослушать доклад