25 апреля 2013 Ольга Ревзина, Партнер, , ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ
2 «Важнейшим элементом, механизмом решения задач развития должно стать государственно-частное партнерство». «Нам необходимо оптимально настроить этот инструмент на достижение заявленных целей». Владимир Путин «Я очень рассчитываю, что вносимые поправки позволят шире использовать механизмы государственно-частного партнёрства как при строительстве федеральных трасс, так и при обновлении региональной сети» Владимир Путин «Инфраструктурные проекты должны составить основу развития России до 2020 года...» Дмитрий Медведев «Нужно поощрять и максимально применять механизм частно-государственного партнёрства...» Дмитрий Медведев «ГЧП требует высокопрофессиональных команд как со стороны концессионера, так и со стороны государства. Команду вообще непросто формировать, а имеющую опыт в ГЧП – особенно трудно.» Максим Соколов, министр транспорта РФ ВАЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственно-частное партнерство (ГЧП) – взаимовыгодное сотрудничество публичного образования и частного инвестора в целях выполнения социально-значимых работ (услуг) на условиях разделения рисков, компетенции и ответственности. Важность развития ГЧП регулярно отмечают первые лица Российской Федерации:
3 ПРЕИМУЩЕСТВА ГЧП Положительно повлияет на оценку эффективности работы должностных лиц Возможность реализации значимого проекта в условиях ограниченности бюджетных средств Возможность «оплаты» услуг инвестора в рассрочку (до 30 лет) Привлечение частных инвестиций: Бюджетная эффективность (возможность построить больше объектов) Мотивация инвестора в качественном строительстве (эксплуатационные риски несет инвестор) Строительство с использованием передовых научных решений Долгосрочные гарантии и четкие договорные отношения: Возможность контроля публичным образованием требований к объекту в течение всего срока действия соглашения (в отличие от приватизации и инвестиционных договоров) Интерес государственных и частных банков в финансировании проектов ГЧП
4 ОАО «РЖД» И ГЧП ГЧП механизм предусмотрен ОАО «РЖД» в Генеральной схеме развития отрасли железнодорожных перевозок Цель: привлечение до 2020 гг частных средств на сумму до 400 млрд. рублей ОАО «РЖД» Частный партнер Соглашение о ГЧП Аренда земли Объект инфраструктуры строительство Собственник путей общего пользования
5 ОАО «РЖД» И ГЧП Частные инвестиции, вложенные в строительство объекта ж/д инфраструктуры должны быть окупаемы за счет доходов от эксплуатации объекта или из других источников Частные инвестиции могут быть компенсированы: На этапе строительства: капитальный грант На этапе эксплуатации Прямой тарифПрямой тариф с компенсацией Платежи за доступность/гарантии объема грузов Кто платит?грузоотправителигрузоотправители и ОАО «РЖД»/публичная сторона ОАО «РЖД»/публичная сторона Кто несет риск неполучения доходности? частный инвесторчастный инвестор и ОАО «РЖД»/публичная сторона ОАО «РЖД»/публичная сторона
6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЧП: Единственный федеральный закон о ГЧП – Закон о концессионных соглашениях Нет специального федерального закона об иных формах ГЧП Проект федерального закона о ГЧП внесен в Государственную Думу РФ 13 марта 2013 г. Есть успешная практика реализации ГЧП на основе региональных законов Первыми лицами государства неоднократно подчеркивалась необходимость развития нормативно-правовой базы для ГЧП
7 ДОГОВОРНЫЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТА Проект ГЧП принципиально может быть реализован путем: o Концессионного соглашения o Иного неконцессионного соглашения (основанного на собственности инвестора) Основные различия: Концессионный проектНеконцессионный проект СобственностьПубличного образованияРазличные варианты, но в целях избежания риска переквалификации предпочтительна собственность инвестора ЗаконодательствоФедеральноеГражданский кодекс/Региональное ОбеспечениеОграниченоНеограниченно (ограничено только общими нормами ГК РФ) Проектный конкурсВ соответствии с 115-ФЗ (имеются ограничения) В соответствии с ГК РФ (ограничения минимальны)
8 КОНЦЕССИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Преимущества: Сохранение собственности и контроля над имуществом Наличие федерального законодательства – снижаются риски оспаривания Более понятные механизмы учета в бюджете расходов на концессию Недостатки: Ограничения по обеспечительному пакету Прочие ограничения законодательства, влекущие снижение интереса к проекту: o Ограничения конкурсных процедур (закрытый перечень критериев конкурса, небольшой максимальный вес технического критерия) o Невозможность совместного участия нескольких концедентов o Запрещение международного арбитража
9 НЕКОНЦЕССИОННЫЙ ПРОЕКТ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Преимущества: ОАО «РЖД» может выступать стороной Соглашения о ГЧП Отсутствие ограничений федерального законодательства – возможность провести "тонкую настройку" проекта Дешевле проект за счет более стандартного банковского обеспечительного пакета Конкурс может быть структурирован в соответствии с общепринятыми правилами для проектов ГЧП Наличие положительной практики реализованных и реализуемых проектов Недостатки: Риск переквалификации соглашения о ГЧП / применения законодательства о концессионных соглашениях или государственном заказе Риск оспаривания результатов конкурса по проекту ГЧП (в силу установленных на федеральном уровне правил проведения торгов в отношении земельных участков) и признания недействительным соглашения о ГЧП Риск невозможности исполнения каких-либо обязательств сторон по Соглашениям о ГЧП (действующее бюджетное, земельное, налоговое законодательство «не заточено» под неконцессионные соглашения о ГЧП)
10 HERBERT SMITH FREEHILLS ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ГЧП Лидер в области консультирования по проектам ГЧП Примеры наших текущих проектов Западный скоростной диаметр Консультирование правительства Санкт- Петербурга по проекту строительства и эксплуатации платной автомагистрали МКЖД Консультирование ОАО «МКЖД» по проекту развития Московской кольцевой железной дороги, обеспечивающего пассажирское сообщение в поездах в границах Малого кольца г. Москвы Аэропорт Шереметьево Консультирование ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» в связи с реструктуризацией активов и привлечением управляющей компании для его модернизации и развития Аэропорт Курумоч Консультирование Корпорации развития Самарской области по проекту строительства, комплексной реконструкции и модернизации международного аэропорта в Самаре Мост через реку Волга Консультирование Внешэкономбанка и правительства Нижегородской области в связи с проектом строительства моста через р. Волга в районе посёлка Подновье в Нижегородской области Орловский туннель Консультирование ООО «Невская концессионная компания» по проекту строительства Орловского туннеля под рекой Невой в Санкт-Петербурге