МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лектор: к.п.н., декан Руслан Александрович Лахин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.
Advertisements

А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Научное педагогическое исследование ОЭР в педагогической практике Алексеева Е.В.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лектор: к.п.н., декан Руслан Александрович Лахин

Методология науки Методология науки система знаний об отправных положениях теории, о принципах подхода к рассмотрению научных явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику.

Слово-термин «методология» (от греч. methodos – следование и logos – знание) обозначает учение о научном методе познания, а также совокупность методов, применяемых в какой- либо науке. Методология – это способ исследования явлений, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Научное педагогическое исследование процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Теоретическая сторона методологии Теоретическая сторона методологии установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска и определение мировоззренческих позиций, т. е. установление на каких философских, науковедческих, биологических и психологических идеях выстраивается исследование, объясняются получаемые результаты и делаются выводы.

Нормативная сторона методологии Нормативная сторона методологии изучение общих принципов подхода к объектам, изучение системы общих и частных методов и приемов научного исследования.

Уровни исследований Эмпирический (практический) ТеоретическийМетодологический Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования научных фактов Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования научных явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными. О ни представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область

МЕТОДОЛОГИИ КОНКРЕТНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

1. Характеристики деятельности: - особенности - принципы - условия - нормы 2. Логическая структура деятельности: - субъект - объект - предмет - формы - средства - методы - результат деятельности 3. Временнáя структура деятельности (её цикла): - фазы - стадии - этапы СТРУКТУРАМЕТОДОЛОГИИ СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ: ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Логическая структура деятельности: ЗАМЫСЕЛ (как правило письменно не оформляется, но постоянно держится «в голове»: в каком направлении хочет двигаться исследователь, какое новое научное знание он хочет получить)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ (показывается, какие задачи стоят перед практикой, перед наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях; что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать).

В НАУКЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ (несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями) В ПРАКТИКЕ

Проблема исследования тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ («знание о незнании» - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес)

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь непосредственно имеет дело Объект исследования сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект) Предмет исследования ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.

Цель исследования выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик. ЦЕЛЬ ( то, что в самом общем виде должен достичь исследователь в итоге работы)

Гипотеза исследования предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ (Научное предположение. Предположительное научное знание. Познавательная модель. В случае подтверждения гипотеза становится новым научным знанием (перерастает в «новизну исследования»). В случае не подтверждения прежняя гипотеза отвергается и строится новая гипотеза)

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Наиболее употребительный вариант: 1. изучить в теории и практике состояние проблемы обосновать модель в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность предложенной модели разработать рекомендации по... Задачи исследования конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т. п.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ Наиболее употребительный вариант: ВВЕДЕНИЕ Гл.1. Проблема...в теории и практике 1.1 Состояние проблемы Обоснование модели....* Гл.2. Как тема исследования 2.1 Детальное описание модели 2.2 Опытно-экспериментальная проверка модели Рекомендации по использованию модели... ЗАКЛЮЧЕНИЕ * Самое общее определение модели: «модель – образ некоторой системы»

На защиту выносятся (ответ на вопрос: «что защищается?») конструкции: принципы (совокупность принципов); требования (система требований к чему-либо); обоснование чего-либо; условия (педагогические, дидактические условия, группы условий) осуществления чего-то; содержание (основное содержание) обучения чему-то; модель; схема; методы (приемы, совокупность приемов) чего-то; средства (комплекс средств) осуществления чего-то; механизм чего-то; процедура осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-то и т.д. Новизна исследования строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо) обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (педагогические условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...) и т.д.

КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ алгоритм, аппарат (дидактические, методические аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (дидактические, прогностические, графовые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы (не учебные программы); процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели; этапы и т.д.

Теоретическая значимость исследования (образно можно сказать так. Если «новизна» и «на защиту выносятся» отражают – какой научный «кирпичик» был получен в результате исследования, то раздел «теоретическая значимость» отражает – в какое место здания теории этот «кирпичик» следует положить. Обычно этот раздел строится в формулировках: «Результаты исследования дополняют теорию..... в структуре.... Практическая значимость (показывается, что могут дать для практики результаты исследования и что уже дали)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - ДИАЛЕКИКА КАК ВСЕОБЩИЙ МЕТОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) В ФУНКЦИИ МЕТОДА* * Как известно, теории выступают в двух ипостасях: как высшая форма обобщения научного знания и в функции метода: последующие исследования строятся на базе предшествующих теорий.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАМЫСЕЛ > ПРОТИВОРЕЧИЕ> ПРОБЛЕМА> ОБЪЕКТ > ПРЕДМЕТ > ЦЕЛЬ > ГИПОТЕЗА > >ЗАДАЧИ> НОВИЗНА Методологические основы методы

Методы научного исследования ТЕОРЕТИЧЕСКИЕЭМПИРИЧЕСКИЕ методы-операцииметоды-действияметоды-операцииметоды-действия анализ синтез сравнение абстрагирование конкретизация обобщение формализация индукция дедукция идеализация аналогия моделирование мысленный эксперимент воображение диалектика научные теории, доказательство; анализ систем знаний; дедуктивный (аксиоматический) метод; индуктивно- дедуктивный метод; выявление и разрешение противоречий; постановка проблем; построение гипотез изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; измерение; опрос (устный и письменный); экспертные оценки; тестирование методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта. методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент. методы исследования объекта во времени: ретроспектива, прогнозирование

Исследовательские подходы 2 значения В первом значении исследовательский подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно-деятельный подход) и т.д.

Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются по пяти парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования: содержательный и формальный подходы; логический и исторический подходы ( логико- исторический и историко-логический подходы ); качественный и количественный подходы; феноменологический и сущностный подходы; единичный и общий (обобщенный) подходы. 2 в 5ой степени = 32 варианта !

ОБЩИЕ РАБОТЫ

КНИГИ ПО МЕТОДОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСОБИЯ

ПОСОБИЯ ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ МЕТОДАМ