«Армия России: какой ей быть?» Три слайда от Компетентного Полковника Выпуск 14 Москва Январь 2011 г. Асимметричный конфликт: гендерный подход (Военно-теоретический этюд) Евгений Месснер: "Психику регулярного войска можно уподобить мужской психике; психику иррегулярного ополчения - женской психике". Попробуем продолжить мысль русского военного теоретика и применить принципы гендерного подхода к анализу асимметричного конфликта – т.е. конфликта между СИЛЬНОЙ и слабой сторонами. На практике асимметричный военный конфликт является не чем иным, как столкновением регулярных вооруженных сил с иррегулярными вооруженными формированиями.
Асимметричный конфликт Столкновение между сильной стороной "F" и слабой стороной "f" чаще всего происходит в форме асимметричного конфликта. Под асимметричностью понимается имманентно присущее и принципиально неустранимое неравенство сторон в физической, материальной (например, военно-технической) силе. Поэтому и аналогия между мужчиной и женщиной здесь вполне уместна. Асимметричный конфликт изначально неравен и неравноправен, сильная сторона обладает безусловным преимуществом, которое создает объективные условия для достижения победы. Однако в абсолютной физической силе кроется и слабость позиции сильной стороны, обусловленная политическими, моральными, психологическими и др. нематериальными, субъективными факторами. Сторона "F" оказывается "ослепленной" своей силой и теряет способность адекватно оценивать обстановку. Она утрачивает бдительность. Отсюда - нередкий политический крах сильной стороны "F" даже на фоне ее военных побед (Вьетнам, Афганистан, Ирак). F f
Для слабой стороны нет моральных ограничений Слабая (фемининная) сторона "f" всегда будет прибегать к "нечестным" и недопустимым с точки зрения стороны "F" приемам и методам, не соблюдая никакие правила, нормы и принципы. С точки зрения слабой стороны, для самозащиты допустимы и морально оправданы любые акции. Чем более сложной является ситуация для стороны "f", тем более отчаянно-неадекватным и жестоким становится ее ответ. В безвыходной ситуации (штурм спецназом самолета, захваченного террористами, или блокада партизанского отряда в болоте) слабая сторона может пойти на акт отчаяния - массовые убийства заложников и самоубийства. В 1995 г. боевики в безвыходной для себя ситуации использовали захват заложников в Буденновске. Федеральные силы не допускали возможности такого акта просто потому, что были не способны выйти за рамки формальной "мужской" логики.
Фемининное понятие победы Фемининная сущность стороны "f" исключает возможность достижения победы сильной стороной. Сторона "f" может даже сдаться на милость победителя, отказавшись (на словах) от продолжения борьбы, даже перейти на сторону сильного в борьбе с другими иррегулярными формированиями. Но это будет только актом покорности и не означает политической и моральной победы над покорным, но непокоренным слабым. Потерпевшая военное поражение сторона "f" может на какое-то время уйти с военно-политической арены, сосредоточиться на пополнении своих рядов, но потом опять вернуться к активной деятельности. Гендерная модель дает ключ к осознанию глубинной сущности поведения сторон в асимметричном конфликте – на уровне ощущений, интуиции, чувств, то есть с учетом субъективных моментов и психологических феноменов. Возможные РЕКОМЕНДАЦИИ: Требуется повышение психологической культуры командиров и штабов регулярных вооруженных сил. Необходимо более активное привлечение к планированию боевых действий против иррегулярных формирований военных специалистов-женщин.