История создания романа Роман создавался шесть лет ( ) и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся. Ранние названия – «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год»
Антитеза - основной художественный прием. ВойнаМир Военные действия враждующих армий. Воинственная враждебность людей в мирной жизни. Разъединение людей, непонимание, эгоизм. Конфликт человека с самим собой. Все, что разрушает гармонию. Это смерть. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Весь свет, Вселенная. Ближайшее окружение человека. Мировоззрение, круг идей героев романа. Это жизнь.
« Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Л.Н. Толстой
Отражены крупные исторические события ( ) Отражены крупные исторические события ( ) Все социальные слои русского общества того времени: высший свет, дворянская аристократия, армия, купечество, крестьянство. Испытание героев обстоятельствами. Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил. Отсутствие границ между художественным вымыслом и документальным описанием всемирно-исторических событий. Введено более 200 действующих лиц
Проблематика романа Роман-эпопея – это художественное изложение определенной философии жизни. Попытка понять законы, которые управляют миром. Победа нравственности над грубой силой. Историей управляет «роевое движение масс». Проблема человеческого счастья, поиска смысла жизни.
«Мысль семейная» в романе.
Семья Ростовых Граф Илья Андреевич Ростов. Графиня Наталья Ростова (урожд. Шиншина) жена Ильи Ростова. Граф Николай Ильич Ростов (Nicolas) старший сын Ильи и Натальи Ростовых. Вера Ильинична Ростова старшая дочь Ильи и Натальи Ростовых. Граф Пётр Ильич Ростов (Петя) младший сын Ильи и Натальи Ростовых. Наташа Ростова (Natalie) младшая дочь Ильи и Натальи Ростовых, в браке графиня Безухова, вторая жена Пьера. Соня (Sophie) племянница графа Ростова, воспитывается в семье графа. Андрюша Ростов сын Николая Ростова.
Любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Черты характера: - жажда жизни. - потребность в любви. - способность отдавать любовь окружающим. - самопожертвование. - мужество. - милосердие. - творческая одаренность. - нежность. - преданность.
Болконские Князь Николай Андреевич Болконский старый князь, по сюжету видный деятель екатерининской эпохи. Прототипом является дед Л. Н. Толстого по матери, представитель древнего рода Болконских Князь Андрей Николаевич Болконский (фр. André) сын старого князя. Княжна Мария Николаевна (фр. Marie) дочь старого князя, сестра князя Андрея, в замужестве графиня Ростова (жена Николая Ильича Ростова). Прототипом можно назвать Марию Николаевну Волконскую (в замужестве Толстую), мать Л. Н. Толстого Лиза (фр. Lise) первая жена князя Андрея Болконского, умерла родами сына Николая. Молодой князь Николай Андреевич Болконский (Николенька) сын князя Андрея.
Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно, - сказал старый князь. Служба прежде всего. В этой семье превыше всего – чувство долга. Требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство.
Путь самосовершенствования Андрея Болконского. Первая встреча с героем в салоне А.П. Шерер. Ранение князя Андрея под Аустерлицем. Смерть жены, болезнь сына. Пробуждение князя Андрея, эпизод с дубом. Встреча с Наташей Ростовой, любовь к ней. Реакция на измену Наташи. Князь Андрей перед Бородинским сражением. Ранение во время Бородинского сражения, новая встреча с Наташей, прощение, открытие нового счастья. Смерть – «пробуждение от жизни».
Безуховы Граф Кирилл Владимирович Безухов отец Пьера Безухова. Граф Пьер (Пётр Кириллович) Безухов.
Жизненный путь Пьера Безухова. Первая встреча с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Женитьба Пьера, его разочарование в семейной жизни. Пьер и масоны. Встреча с князем Андреем на пароме. Посредничество Пьера при разрыве князя Андрея с Наташей. Любовь к Наташе. Реакция Пьера на казнь. Знакомство с Пьером Каратаевым. Пьер в плену. Прозрение Пьера. Объяснение с Наташей.
Курагины Князь Василий Сергеевич Курагин приятель Анны Павловны Шерер, говорил о детях: «Мои дети обуза моего существования» Елена Васильевна Курагина (Элен) первая неверная жена Пьера Безухова, дочь князя Василия, умерла от воспаления легких Анатоль Курагин младший сын князя Василия, кутила и развратник, пытался соблазнить Наташу Ростову и увезти её, «беспокойный дурак» по выражению кн. Василия Ипполит Курагин сын князя Василия, «покойный дурак» по выражению кн. Василия Корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними.
Другие персонажи Анна Павловна Шерер фрейлина и приближенная императрицы Марии Фёдоровны. Анна Михайловна Друбецкая княгиня, и её сын Борис Друбецкой. Платон Каратаев солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену. Капитан Тушин капитан артиллерийского корпуса, отличившегося во время Шенграбенского сражения. Прототипом его послужил штабс-капитан артиллерии Я. И. Судаков. Фёдор Долохов в начале романа пехотный офицер Семёновского гвардейского полка заводила кутежей, позднее один из лидеров партизанского движения. Прототипами его послужили Фёдор Толстой по прозвищу Американец и Фигнер[6]. Василий Дмитриевич Денисов друг Николая Ростова. Прототипом Денисова послужил Денис Давыдов.
«Диалектика души» Одна из черт художественного мировоззрения писателя. "...Большинство поэтов,- писал Чернышевский,- заботятся преимущественно о результатах проявления внутренней жизни,...а не о таинственном процессе, посредством которого вырабатывается мысль или чувство... Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его и интересует самый процесс... его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином".
Некоторые темы сочинений по роману «Война и мир». 1. Особенности психологического анализа в романе "Война и мир". 2. Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир". 3. "Война и мир" как роман-эпопея. 4. Истинный и ложный патриотизм в романе "Война и мир". 5. Кутузов и Наполеон. 6. "Мысль семейная" в романе "Война и мир". 7. Эволюция личности Пьера Безухова. 8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского. 9. Москва и Петербург в изображении Толстого.