Как понять и принять невнимательных, импульсивных и гиперактивных учеников Психолого-педагогический семинар Автор-составитель: Иванова Е.Э МОУ средняя общеобразовательная школа 5 г. Искитима
СДВГ – что это? ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО БОЛЕЗНЬ",- ПОПРАВЛЯЮТ ДОКТОРА.
Статистика Мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек. В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Причины гиперактивности
Дети с СДВГ Имеют трудности не только в поведении, но и в учебе. Ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Недостаточное развитие координации движений, зрительного восприятия, речевого развития. Мозг таких детей нуждается в постоянных сильных раздражителях.
Как определяется СДВГ? Что такое дефицит внимания?Что такое гиперактивность?Что такое импульсивность?
Диагностические критерии СДВГ А) Невнимательность неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях; неспособность вслушиваться в обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность; отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости; исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.); забывчивость в повседневной деятельности; Отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Диагностические критерии СДВГ Б)Гиперактивность суетлив, не может сидеть спокойно; вскакивает с места без разрешения; бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях; не может играть в тихие игры, отдыхать.
Диагностические критерии СДВГ Импульсивность выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. не может дождаться своей очереди. часто вмешивается, прерывает; резкие смены настроения; не подчиняется правилам (поведения, игры); имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Лечение СДВГ Исследования подтвердили безопасность использования стимулирующих медикаментов и поведенческой терапии. Эти способы лечения имеют гораздо более обширный эффект, нежели просто облегчение симптомов СДВГ. Они улучшают способность ребёнка придерживаться правил и налаживать взаимоотношения с ровесниками и с родителями.
На данный момент существует две стратегии, эффективность которых была доказана при лечении СДВГ у детей младшего школьного возраста. Первая из них – это применение медикаментов в строго назначенном порядке и под чётким надзором. Вторая же основана на комбинации медикаментов с интенсивной поведенческой терапией. Одно из крупных исследований показало, что у девяти из десяти детей появились существенные улучшения состояния после применения одной из этих программ.
Медикаменты от СДВГ Медицинские препараты, используемые для первичного лечения СДВГ, это стимуляторы и антидепрессанты. Новые препараты положительно влияют на все три основных симптома СДВГ, не вызывают привыкания и появления многих побочных эффектов, возникающих от применения стимуляторов: Стратера Виванс Велбутрин
Поведенческая терапия Очень важно использовать последовательную терапию на протяжении длительного периода времени пока ребёнок не усвоит эти поведенческие изменения, как свои собственные.
Постановка целей – вам нужно научить ребёнка постановке целей и их достижению. Примерами целей могут быть следующие: доведение дела (работы по дому и т.д.) до конца, завершение выполнения домашних заданий, дружелюбно вести себя во время игр с друзьями, сидеть за столом на протяжении получаса и больше.
Вознаграждения и последствия – ребёнку важно получать должную реакцию на поступки – либо вознаграждение, либо наказание – в зависимости от поведения. Например, можно разрешить ему проводить больше времени за компьютером, если он/она хорошо себя вёл и достиг поставленных целей. И наоборот – плохое поведение должно наказываться лишением подобных привилегий.
Можно ли лечить СДВГ при помощи изменения диеты и витаминов? Безусловно, сбалансированная диета – это наиболее важный фактор хорошего здоровья. Но научные исследования показывают, что диетические факторы и недостаток витаминов не являются причиной возникновения СДВГ.
Вопросы к специалисту Нарушены ли контакты со сверстниками у детей с СДВГ? Родители или учителя нередко берут на себя роль внешнего регулятора деятельности такого ребенка. Правильно ли это? Существует ли опасность, что гиперактивность ребенка впоследствии скажется на особенностях его поведения и личности? Может ли ребенок с СДВГ при создании для него оптимальных условий быть достаточно успешным?
Рекомендации учителю Обращать внимание на успехи и достижения. Похвала- замечание 1:5 Исходить из средних, а не из лучших достижений. Правильная похвала Система правил поведения в классе (Учитель – да не нарушит!) Конструктивное решение проблемных ситуаций Динамичное планирование урока Меры реагирования для перевозбудившихся и невнимательных СДВГшек Тщательный выбор приоритетов Постоянная обратная связь Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач. Конструктивный диалог с родителями.
Как беседовать с родителями Категорически нельзя: - использовать слова "неадекватный", "псих", "ненормальный". - требовать озвучить диагноз, требовать показать ребенка психологу/психиатру (можно - говорить что-то вроде "вот такие-то у него особенности, с ними хорошо умеют работать психологи). - требовать от родителей "воспитывать", "научить его себя вести" и "заниматься больше", говорить: "все плохо". Нужно : как можно больше конкретики, фактов, причем не только плохих! расскажите о хорошем - какие ребенок делает успехи, какие еще может... Рассказывать - что вы сами видите, что с ним работает, спросите родителей, что помогает дома. В общем - выражать доброжелательность и настрой на то, что вместе вы справитесь с проблемами ребенка.
И в заключение…
Литература Росс Грин «Взрывчатый ребенок» HarperCollins Publishers; 1998 г. N 04/2000 еженедельника "Школьный психолог" Беседы с психологом - Доктор Джейми Крайст – психолог и автор книги об СДВГ для подростков. По материалам статьи "50 Tips on the Classroom Management of Attention Deficit Disorder" by Edward M. Hallowell, MD and John B. Ratey, MD (1992): Гиперактивный ребенок - По материалам статьи "How Schools Can Help",Автор - Caroline Hensby: