Решение вопросов рентабельности в современных условиях повышения цен Диверсификация в смежные отрасли: за и против Форум Института Adam Smith РОССИЙСКАЯ ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ноября 2008 Москва Андрей Яновский, Генеральный директор ОАО «Нидан Соки»
2 Соковый рынок России Источники: Euromonitor, 2007; Бизнес Аналитика, Российский Союз Производителей Соков, ,3% +25,4% +21,5% +13,5% +11,6% +23,6% +12,8% -? % Динамика рынка с 2000 по 2008 гг. в объемах, млн. л Потребление соков, л на душу населения в год Потребление соков, л на душу населения в год
3 Основные проблемы Рост стоимости сырья (концентраты, упаковка, сахар) Рост стоимости коммунальных услуг Рост стоимости энергоносителей Рост стоимости транспортных тарифов Рост стоимости рекламы Рост стоимости профессиональных услуг Рост заработной платы Причем рост затрат опережает рост цен на соки Инфляция и цены на соковые продукты, гг., % Себестоимость
4 Рост стоимости сырья Оптимизация рецептур Сокращение числа поставщиков Инвестиции в более маржинальные SKU Рост стоимости коммунальных услуг Расслабиться и попытаться получить удовольствие Более эффективно использовать Рост стоимости энергоносителей Строительство собственной котельной Счетчики Режим экономии на производстве Рост стоимости транспортных тарифов Оптимизация матрицы поставок (направления, ж\д и авто) Собственный транспорт Равномерность отгрузок с ДЦ в течение месяца Стандартные рецепты борьбы с инфляцией издержек – что делать?
5 Рост себестоимости производства соковой продукции Рост цен на сырье и упаковку Рост заработной платы Рост цен на ТВ-рекламу Рост тарифов на автотранспорт Рост тарифов на ж/д транспорт
6 Рост стоимости рекламы Сокращение «лишней» рекламной поддержки, фокус только на основных брендах и проектах Использование альтернативных инструментов (спонсорство) Не числом, а уменьем Рост стоимости профессиональных услуг Отказ от nice-to-have сторонних услуг Развитие собственного персонала для реализации задач, ранее решавшихся внешними ресурсами Рост заработной платы Оптимизация процессов для высвобождения человеческих ресурсов (увеличение производительности) Перевод сотрудников на outsource Усиление ЭТП на уровне дистрибуторов Сокращение численности за счет наименее эффективных сотрудников и подразделений Стандартные рецепты борьбы с инфляцией издержек – что делать?