ПРОБЛЕМЫ АНДЕРРАЙТИНГА В ТЕКУЩИХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ Чепелева С.В. Зам. Генерального директора, шеф-андеррайтер ООО СПК «Юнити Ре» 01 октября 2007г. Дагомыс
Основные показатели рынка в РФ (2006г.): Объем рынка страхования non-life – $22,29 млрд. ( 23,1%) Объем входящего перестрахования – $3,05 млрд.( 20,2%) Входящее / прямой бизнес – 13,7% Основные тенденции страхового и R/I рынка РФ: усиление финансовых возможностей компаний-участников; санация сектора от схемного бизнеса; развитие направления M&A; повышение требований к капиталу и качеству портфеля Ценовой тренд рынка проблемы андеррайтинга - одна из основных негативных тенденций!
Международный рынок: 2006 – стабилизация убыточности, смягчение рынка; положительная динамика прибыли и CR; стабилизация ценового тренда Российский рынок: покупательский рынок и демпинговая тактика; убытки в отрасли; «мягкий» бизнес из СНГ; M&A + западная ориентация; технические проблемы договоров;
Приоритет покупателя и демпинговая тактика: рынок покупателя, а не продавца; демпинг = статус стратегии развития, а не тактических приемов ведения конкурентной борьбы; экстенсивное развитие (нагнетание NPW без уделения внимания финансовой устойчивости, качеству); «непрофильное» входящее перестрахование и взаимность; отсутствие рыночных барьеров для плохих рисков;
Убытки в отрасли: крупные убытки-предзнаменования – Азовсталь, Протек, Вестел, Адмирал; резкий рост классической «пожарной» убыточности; непредсказуемые результаты развивающихся видов – титул и отв-ть по госконтрактам; отказ компаний от принятия отдельных классов бизнеса; Мягкий бизнес из СНГ: формальный подход к страхованию ориентация на минимальную цену полиса; демпинговый «шантаж» страховщика при отсутствии рыночных барьеров подписания риска отсутствие страховой экономики в расчете стоимости; переложение общего бремени отв-ти на перестраховщика!
М&A и западная ориентация: потоки рисков и, соответственно, премий неизбежно разворачиваются в сторону Запада; потребность в капитализации уход с рынка либо поиск инвесторов, которые в ряде случаев заинтересованы не в классическом страховании, а более прибыльном секторе страхового бизнеса (схемы!);
Технические проблемы андеррайтинга: СМР: перестрахование на годичной базе + частично завершенное строительство + неучет в тарификации длинны периода; с/х риски – отсутствие полноценной документарной основы и технологий сопровождения рисков/контроля убытков; короткие периоды покрытия (менее 1 года) без применения перерасчета по short-rate; тарификация покрытия к лимиту, а не к страховой сумме; отсутствие профилирующих андеррайтерских подходов к оценке различных видов имущественных рисков (металлургический завод = складу офисной техники); Склады и ТМЦ: запросы на емкость без адекватной МДП.
Оценочная перестраховочная емкость: КлассЧистый иностранный бизнес, млн.долл. Бизнес с интересом России или стран экс- СССР, млн.долл. Имущество25400 Энергетика15200 Строймонтаж20250 Морское каско50120 Грузы50100 Авиация, каско535
Факторы дальнейшего развития: подход следующей фазы цикла твердый рынок и рост убыточности! прогнозирование волны крупных техногенных убытков; стоимость и форма облигаторных договоров как фактор интервала ценообразования; M&A и капитализация необходимость повышения RoE борьба за рыночную долю, клиентов и продажи перестрахование как альтернативный инструмент заработка накачивание NPW демпинг! усиление рыночных позиций западных компаний
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ООО СПК «Юнити Ре» - перестраховочная компания Группы РЕСО. Основной акционер – ОСАО «РЕСО-Гарантия». Активно работает на рынке с 2004 г. На сегодняшний день по сборам премии входит в TOP-5 среди профессиональных российских перестраховщиков. Компания работает в сфере классического перестрахования и имеет общую доступную емкость до долл. в зависимости от класса бизнеса. Вопросы: Моб.: