Реформа системы государственного контроля в Украине: по непроторенной дороге In partnership with: Сергей Осаволюк, Руководитель проекта IFC «Инвестиционный климат в Украине»
До проведения реформы: проверки – чрезвычайно обременительны для бизнеса До проведения реформы органы контроля проверяли практически 100% предприятий Количество проверок в Украине – одно из самых высоких по сравнению с другими странами с переходной экономикой % предприятий в Украине, на которых проводились проверки % предприятий, на которых проводились проверки в указанных странах
Подходы к реформе Работа с государственным сектором постоянное сотрудничество с государственными органами – сосредоточиться на работе с ключевыми парламентскими комитетами Сотрудничество IFC и Всемирного Банка принятие Закона было одним из условий выдачи займа Всемирного Банка в размере $300 млн. на системные преобразования в Украине Цель: получить широкую поддержку в парламенте и правительстве
Привлечение СМИ для продвижения реформы Парламент Органы контроля Правительство Малый и средний бизнес Администрация Президента СМИ IFC Общественное мнение Воздействие СМИ на политиков, дорожащих общественным мнением 676 упоминаний в СМИ в гг. о необходимости реформ, включая 187 по ТВ
Реформа: Закон о государственном контроле, как основа Закон о государственном контроле принят в апреле 2007 года (вступил в силу в декабре 2007 года) –Вводит риск-ориентированную систему –Вводит чек-листы –Устанавливает длительность проверок –Разъясняет процедуры, права и обязанности Оповещение о проверке за 10 дней Никаких проверок без соответствующего распоряжения Отбор образцов за счет государства –Распространяется на 100% предприятий
Работа продолжается и после вступления Закона в силу: реализация - чрезвычайно важна Охват предприятий проверками снизился с 95% в 2006 г. до 75% Длительность проверок все еще высока – 14 рабочих дней Чек-листы не используются 27 из 85 органов контроля классифицируют предприятия согласно степени риска Охват проверками предприятий тот же - 74% Длительность по-прежнему -14 рабочих дней Чек-листы не используются 61 из 85 органов контроля разработали критерии рисков, но их качество - невысокое После проведения реформы: 2008 г. Уровень реализации Закона о контроле - очень низкий Прямые расходы в связи с проверками составили $463 млн. в 2008 г. и $400 млн. в 2010 После проведения реформы: 2010 г.
Содействие в реализации реформы: работа с органами контроля Проведение тренингов для органов контроля по разработке критериев риска Индивидуальные консультации для органов контроля и создание руководства для разработки критериев риска Президент Украины обязал все органы контроля согласовывать с IFC разработанные ими критерии риска перед утверждением Кабинета Министров С января по июнь 2012 IFC предоставила 399 часов консультаций для органов контроля
Результаты реформы Процент проверок сокращается Фактический эффект реформы системы контроля - $284 млн. в 2008 г. Институциональная реформа сократила количество органов контроля с 85 до больше 50 Принято 63 критериев риска* Принято около 15 чек-листов *количество критериев риска больше чем количество органов контроля, так как один орган может контролировать несколько сфер деятельности
Извлеченные уроки Свести к минимуму общие положения к Закону в странах со слабой реализацией законов и недостаточной правоспособностью Больше внимания уделять реализации Закона Больше внимания уделять наращиванию потенциала Применения метода гильотины к устаревшим требованиям Механизм обратной связи очень важен - опрашивание бизнеса о результатах реформы
Спасибо за внимание! Вопросы, пожалуйста! В партнерстве с: Проект реализуется при поддержке Швейцарской Конфедерации через Государственный секретариат Швейцарии по экономическим делам, SECO