«Членов много, а тело одно» (1 Кор 12,20)
Вам приходилось бывать в собрании живой общины подлинных христиан? Вы вошли в их духовную жизнь?
Если да, то вы, наверное, заметили, что члены этой общины выполняют много различных функций: один обладает даром слова и передаёт вам духовность, которая затрагивает душу;
другой умеет помочь, поддержать, проявить конкретную заботу, и вы с удивлением видите, сколь многого он добивается, трудясь на благо страдающих; третий наставляет с такой премудростью, что ваша вера обретает совершенно новую силу; у четвёртого талант организатора; пятый владеет искусством руководить; кто-то из них хорошо понимает людей и может утешить сердца, которые нуждаются в утешении.
Да, вы, возможно, увидели всё это. Но особенно в такой живой общине впечатляет живой дух, который направляет всех, как будто витает в воздухе и превращает это оригинальное общество в unum, единое тело.
«Членов много, а тело одно»
Так, и святой Апостол Павел – и для него это был особый случай! – увидел исключительно живые христианские общины, порождённые именно его необычайным словом. Одной из них была молодая община Коринфа, в которой Святой Дух не поскупился на дары, или, как их называют, харизмы. Как раз в то время являли себя удивительные дары Духа, соответствующие особому призванию рождающейся Церкви.
Но эта община, пережив воодушевляющий опыт даров, ниспосылаемых Святым Духом, знала и соперничество, и разлад – именно в отношениях между теми, кто был наделён этими дарами.
Он объяснил, что существуют различные харизмы, различные служения – такие как служение апостолов, или пророков, или учителей. Но только один Господь, от Которого они происходят. Поэтому возникла необходимость обратиться за разъяснениями к Апостолу Павлу, который находился в Ефесе. Апостол, не колеблясь, ответил одним из своих поразительных Посланий, объяснив, как надлежит использовать эти небесные милости.
Как говорит Апостол Павел, в общине есть те, кто совершает чудеса, исцеления; есть люди, которые имеют выдающиеся способности к оказанию помощи, или к руководству; есть те, кто говорит языками и кто умеет их толковать. Но он, опять же, добавляет, что один только Бог даёт все эти способности.
А поскольку различные дары есть действие того же Святого Духа, изливающего их свободно, они непременно должны быть в гармонии между собой, дополнять друг друга.
Они даются не в личное пользование и не могут быть поводом для похвальбы или самоутверждения, но имеют общую цель: созидание общины; они предназначены для служения. Поэтому не должны порождать соперничество или беспорядок.
Святой Апостол Павел, имея в виду особые дары, относящиеся именно к жизни общины, всё же считает, что каждый её член имеет свои способности, свой талант, который нужно употреблять на благо всех, и что каждому следует быть довольным тем, что ему дано.
Он сравнивает общину с телом и задаёт вопрос: «Если бы всё тело было глазом, то где был бы слух? А если бы оно всё состояло из слуха, то где обоняние?» Бог же расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. Если бы всё было одним членом, то где же тогда тело? На самом деле:
«Членов много, а тело одно»
Если каждый отличен от остальных, то он может являть собой дар для других и вместе с тем быть самим собой, исполнять замысел Бога о себе в соотношении с другими. Апостол видит в общине, где различные дары выполняют свои функции, реальность, которую называет изумительным именем: Христос.
Дело в том, что это уникальное тело, составляемое членами общины, действительно есть Тело Христово. В самом деле, Христос продолжает жить в Своей Церкви, и Церковь – это Его Тело.
Через крещение Святой Дух, делая верующего членом общины, вводит его во Христа. В общине все – Христос, устраняется всякое разделение, преодолевается любое неравноправие.
«Членов много, а тело одно»
Поскольку тело одно, члены христианской общины хорошо осуществляют свой образ жизни, если живут в единстве между собой – в том единстве, которое предполагает различия, многообразие. Община подобна не инертной массе, но живому организму с различными членами. Для христиан провоцировать разделение означает делать противоположное тому, что им следует делать.
«Членов много, а тело одно»
Как же мы будем жить по этому новому Слову жизни, которое предлагает нам Писание? Надо с большим почтением относиться к различным функциям, к дарам и талантам христианской общины.
Нам нужно расширить своё сердце, чтобы охватить всё многообразное богатство Церкви, и не только той маленькой части Церкви, в которой мы бываем, которая нам знакома (например, нашей приходской общины, или христианского общества, или церковного Движения), но вселенской Церкви во множестве её форм и выражений.
Как мы заботимся о каждом члене своего физического тела и бережём его, так надо относиться и к каждому члену духовного тела. (…) Всех нужно уважать и делать всё от нас зависящее для того, чтобы все могли наилучшим образом приносить пользу Церкви. Всё надо ощущать своим, потому что мы часть этого единого тела.
(…) И не пренебрегать тем, что Бог просит нас делать там, где мы находимся, даже если повседневная работа кажется нам монотонной и малозначимой: мы все принадлежим к одному телу и каждый, будучи его членом, участвует в деятельности всего тела, оставаясь на том месте, которое выбрал для него Бог.
И главное – чтобы мы имели ту харизму, которая, как возвещает святой Апостол Павел, превосходит все прочие: любовь. Любовь к каждому человеку, оказавшемуся рядом, любовь ко всем людям земли. Именно благодаря любви, взаимной милосердной любви многие члены могут быть одним телом. Parola di Vita, pubblicazione mensile del Movimento dei Focolari. Testo di: Chiara Lubich del gen Grafica di Anna Lollo in collaborazione con don Placido DOminaAnna LolloPlacido DOmina (Sicilia - Italia)