Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институционализация методологического мышления (ММ) Вадим Розин Институт философии РАН Институционализация ММ – это вопрос о дальнейшем развитии и судьбе.
Advertisements

Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Вячеслав Марача Пространство институционализации методологического мышления: первая прорисовка XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2013 г. Москва.
Методологические основы методики обучения математике ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике.
Логика против педагогики: к методологии как онтопрактике развития Выступление на XIV Чтениях памяти Г.П.Щедровицкого 23 февраля 2008 г. Малиновский П.В.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
ОДИ 80-х годов: несостоявшийся институт методологического мышления Данилова В.Л. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Вячеслав Марача – Рефлексивный анализ Чтений-2008 под углом зрения понятия «практики методологии» Вячеслав Марача –
Организация понимания в образовании: технологии и результаты.
Методика преподавания курса «История мировой культуры» З.И. Лозинг, заместитель директора гимназии 42.
Вячеслав Марача Суд как институт мышления XVII Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2011 г. Москва.
Заседание творческой группы Руководитель Л.А. Панова.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Транксрипт:

Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин

Почему «история института мышления» встретила сопротивление в среде методологов? Мы не понимаем, что такое мышление – в отличие от понимания деятельности «Институт мышления» = понятие «институт» + понятие «мышление» Эти понятия нужно построить с опорой на методологическую проблематизацию, ситуационный анализ, методологическое «исследование конструирование» Нет смысла апеллировать к реальности мышления институтов – она у всех разная. 2

Преобразование и реформирование в истории ММК Сдвижка целей ММК: от построения содержательно-генетической логики к построению методологии Первая программа ММК: реформа мышления на основе марксистских представлений Сдвижка онтологических представлений, задающих основную реальность: от исторически понимаемого мышления к деятельности и мыследеятельности Вторая программа ММК: построение на методологической основе нового «интеллектуального органона» 3 Целым для мышления выступает методологическая работа, а сама методология имеет «прагматический горизонт» - отвечает на вызовы своего времени.

Двойной продукт методологической работы 1.развитие мышления и деятельности 2.формирование интеллектуальной технологии Живая методологическая работа уникальна, креативна и изменчива, она тесно связана с личностью методолога и методологическим сообществом. Интеллектуальная технология может быть отделена от живой методологической работы, организована по законам социального функционирования, ассимилирована в других, неметодологических областях (науке, инженерии, педагогике и т.д.) 4

Процессы институционализации и социальные институты Институты формируются в ответ на вызовы времени: в них заинтересованы определенные популяции. Становление институтов предполагает изобретение новых схем, деятельностей и организаций. Институты являются «органами» культуры: они должны удовлетворять «базисным культурным сценариям» и органически соотносится с другими институтами. Институт не может сложиться без определенных форм осознания и процессов подключения (обучение, воспитание) «антропологического материала». 5

Две задачи мышления 1.Изменение способов получения знаний и познания действительности 2.Создание условий для воспроизводства новых способов Первая задача решается за счет полагания новой реальности мышления, меняющей в направлении нужном методологу представление человека о самом себе и своей деятельности. Вторая задача решается путем институционализации мышления, которая заключается в том, чтобы: указать вызовы времени, на которые мышление отвечает в определенную культурную эпоху; построить новые схемы, деятельности и организации, позволяющие ответить на эти вызовы; показать, каким образом мышление вписывается в культуру, осознается и воспроизводится. 6

Современные вызовы для методологии Потребность в методологическом обеспечении самых разных сфер и областей деятельности. Становятся нетерпимыми «интеллектуальный сепаратизм» и автономия, разрушающие и мышление и деятельность. Осознаются негативные последствия изменений, основанных на плохой методологии. 7

Новое понимание реформирования методологии Критика интеллектуального сепаратизма и неэффективного мышления Методологическое сопровождение и организация интеллектуальной коммуникации Создание интеллектуальный условий для становления новых целостностей, преодоления сложности и неопределенности 8 Полагание новой реальности мышления

Процесс институционализации мышления 1.Формирование «института прикладной методологии» 2.Социальный поворот методологии: реагирование на современные вызовы времени можно понимать как процесс институционализации, но в плане создания интеллектуальных условий для формирования новых форм мышления. Методология как живой креативный процесс институционализации не подлежит. 9

Переход от изучения мышления к изучению-конституированию деятельности в ММК был связан с расширенной трактовкой методологии как социального реформирования в целом, а не только способов получения знаний и познания действительности. Насколько такой ход был правильным – для меня лично большой вопрос. 10