в «Русских сезонах» Сергея Дягилева Балеты Игоря Стравинского Тема моей работы – «Балеты Игоря Стравинского в «Русских сезонах» Сергея Дягилева». В поле зрения – две выдающиеся личности, которые во многом определили судьбы русского искусства XX века. Сегодня мы постараемся разобраться в истории этого сотрудничества и его художественных достижениях. Работу выполнил Гусаров Юрий, 7 класс МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Советск, Руководитель Карамаликова Юлия Борисовна
25 июня 1910 г. 25 июня 1910 года – великий день для русской музыки и русского балета: в парижском театре « Гранд-опера » состоялась премьера « Жар-птицы ». Молодой, тогда еще почти никому не известный композитор Игорь Стравинский, благодаря этой постановке, шагнул прямо в объятия мировой славы. Это была первая совместная работа композитора с Сергеем Павловичем Дягилевым – в ту пору уже видным театральным деятелем, талантливым антрепренером, одним из основоположников группы « Мир искусства », организатором « Русских сезонов » в Париже и создателем прославленной труппы « Русский балет Дягилева ».
Сергей Павлович ДЯГИЛЕВ Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ Родился 5 июня 1882 г. в г. Ораниенбауме близ С.- Петербурга в семье оперного певца. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Параллельно с учебой в университете брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова год – первое публичное исполнение «Фантастического скерцо» И. Стравинского. Родился 19 марта 1872 г. в дер. Селищи Новгородской губернии в семье кадрового военного. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Параллельно с учебой в университете брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова год – первый сезон «Русского балета» С. Дягилева в Париже год знакомство И. Ф. Стравинского и С. П. Дягилева В судьбах Стравинского и Дягилева есть интересные параллели. Обратим внимание на некоторые из них. Итак, знакомство Дягилева со Стравинским состоялось в 1909 году. В январе этого года на исполнении «Фантастического скерцо» Стравинского в зале Дворянского собрания присутствовал Дягилев. В ноябре того же года Дягилев заказывает Стравинскому новый балет для парижских «Русских сезонов» - «Жар-птица».
«…Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем – наиболее подходящее для танцевального воплощения…» Михаил Фокин Замысел «Жар-птицы» Стравинскому не принадлежал: перед ним было готовое либретто, составленное балетмейстером Михаилом Фокиным. О причинах, побудивших его к созданию этого либретто, Фокин пишет: Дягилев не ошибся - Стравинскому удалось создать «огневой образ» в музыке балета. Молодой композитор проявил себя как музыкальный живописец, способный достоверно передать как таинственный сумрак волшебного сада Кащея, так и ослепительный свет сверкающей золотым опереньем Жар-птицы.
« ЖАР-ПТИЦА » ноябрь 1909 – май 1910 Премьера: 25 июня 1910 г. театр «Гранд-опера», Париж Игорь Стравинский Сергей Дягилев Михаил Фокин Леон Бакст Александр Головин Премьера балета состоялась 25 июня 1910 г. в Парижском театре «Гранд- опера». Постановка была осуществлена автором либретто Михаилом Фокиным. Художниками постановки были знаменитые Александр Головин и Леон Бакст. Триумф превзошел все самые смелые ожидания. На премьерных показах Стравинский смог познакомиться с выдающимися деятелями французского искусства того времени: писателями Марселем Прустом и Полем Клоделем, актрисой Сарой Бернар, композиторами Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.
«…Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. Петрушка! Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название…» Игорь Стравинский В конце августа 1910 г. Стравинский начинает сочинение второго из своих величайших балетов – «Петрушка». Стравинский вспоминал:
« ПЕТРУШКА » август 1910 – май 1911 Премьера: 13 июня 1911 г. театр «Шатле», Париж Игорь Стравинский Сергей Дягилев Михаил Фокин Александр Бенуа Балет был завершен в конце мая 1911 г., а уже 13 июня в парижском театре « Шатле » состоялась его премьера – почти ровно через год после триумфа « Жар-птицы ». Постановка была осуществлена Михаилом Фокиным, а художником выступил знаменитый Александр Бенуа, которому композитор и посвятил « Петрушку ». И снова триумф! « Петрушка » снискал восторженное признание русских и французских поклонников дягилевских « сезонов » в Париже.
«…В «Весне священной» я хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни: воскресение полное, стихийное, воскресение зачатия всемирного…» Игорь Стравинский Воплощения новых художественных идей и композиционных приемов, осуществленные в «Жар-птице» и «Петрушке» в результате привели композитора к созданию своего третьего великого балета – «Весна священная». Замысел балета возник у Стравинского еще в период работы над «Жар-птицей». Первые наброски к «Весне» были сделаны еще в мае 1910 г., но только после премьеры «Петрушки» и знакомства в июле 1911 г. с Николаем Константиновичем Рерихом, композитор приступил к разработке окончательного либретто и созданию основного корпуса музыки.
« ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ » май 1910 – март 1913 Премьера: 29 мая 1913 г. театр Елисейских полей, Париж Игорь Стравинский Сергей Дягилев Вацлав Нижинский Николай Рерих Премьера балета состоялась 29 мая 1913 г. в театре Елисейских полей в Париже и вызвала большой скандал: свист, шиканье, откровенный смех и бранные выкрики сопутствовали спектаклю от начала до конца. Публика не приняла ни музыки Стравинского, ни хореографии Вацлава Нижинского, ни сценографии Николая Рериха. Музыку Стравинского называли «безумием», не находя для нее иных эпитетов, кроме «отвратительная», «грубая», «жесткая». Только год спустя на первом концертном исполнении музыки балета композитор был вознагражден: покоренные слушатели устроили ему восторженную овацию и вынесли его на руках как признанного победителя.
Балеты И. Стравинского в «Русских сезонах» С. Дягилева 1910 г. – «Жар-птица» 1911 г. – «Петрушка» 1913 г. – «Весна священная» 1914 г. – «Соловей» 1916 г. – «Фейерверк» 1920 г. – «Пульчинелла» 1922 г. – «Мавра» 1922 г. – «Сказ про Лису, Петуха, Кота да Барана» 1923 г. – «Свадебка» 1928 г. – «Аполлон Мусагет» ВЕЛИКАЯ БАЛЕТНАЯ ТРИАДА Сотрудничество Дягилева и Стравинского продолжалось 18 лет. За этот долгий период в « Русских сезонах » было поставлено 10 балетов композитора. Но именно первые три из них: « Жар-птица », « Петрушка » и « Весна священная » остались по сей день самыми популярными. Их называют « Великой балетной триадой Стравинского ». Последней работой Стравинского и Дягилева стал балет « Аполлон Мусагет », поставленный в 1928 году. Через год после этой премьеры 19 августа 1929 года Сергея Павловича Дягилева не стало.
Мануэль де Фалья – Игорю Стравинскому 21 августа 1929 года Гранада «…Мой дорогой Игорь, меня глубоко затронула смерть Дягилева, и мне хочется написать Вам прежде, чем я буду говорить об этом с кем-нибудь другим. Какая это для Вас ужасная потеря! Из всех замечательных его деяний на первом месте стоит то, что он открыл Вас. Мы обязаны ему за это больше, чем за все остальное… И сейчас у меня к Вам одна просьба: пожалуйста, передайте главе дягилевского балета, кто бы это ни был на сегодняшний день, мои самые искренние соболезнования… Обнимаю Вас… Мануэль де Фалья». Сергей ДЯГИЛЕВ ( )
Сергей Дягилев был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции. Его другу и соратнику Игорю Стравинскому после этого было суждено прожить еще более сорока лет богатейшей творческой биографии. Его не стало 6 апреля 1971 года. Великий композитор нашел последний приют на том же венецианском кладбище недалеко от могилы Дягилева. Сергей Дягилев был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции. Его другу и соратнику Игорю Стравинскому после этого было суждено прожить еще более сорока лет богатейшей творческой биографии. Его не стало 6 апреля 1971 года. Великий композитор нашел последний приют на том же венецианском кладбище недалеко от могилы Дягилева.
Сергей ДЯГИЛЕВ ( ) Игорь СТРАВИНСКИЙ ( )
Спасибо за внимание!
Информационные источники: 1. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М., Друскин М. Игорь Стравинский. М., Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.,