Урок русского языка в 3 кл.
Тема : Сложные слова. Цели : Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных словах,умение правильно писать в этих словах соединительные гласные; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова. Развивающие: развитие речи учащихся; способствовать развитию словарного запаса, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к языкознанию; воспитывать аккуратность и прилежание.
Примеры образования новых слов: Бег – забег – беговая – бегун – бегать.
Стихотворение Е. Измайлова. Стихи весёлые читай, А для чего они – смекай! Жил да был на свете ПАР, С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал как молодой. Он из чайников струился, Над кастрюлями клубился, Никаких полезных дел Делать вовсе не умел.
Жило – было слово ХОД В слове ВЫХОД, в слове ВХОД, В слове ХОДИКИ стучало, И в ПОХОДЕ вдаль шагало. Так и жили ПАР и ХОД. Жили врозь они, но вот Вместе их соединили- По воде они поплыли. Паром ходит ПАРОХОД, В паре ходят ПАР и ХОД.
ПАР О ХОД
НОС О РОГ
ПТИЦ Е ФАБРИКА
ЛЕД О КОЛ
Вывод: Сложные слова – слова, которые состоят из нескольких корней. Корни в этих словах соединяются гласными буквами –о или – е.
Работа с предложением. ДР…БИЛ, МОЩНЫЙ, ЛЬДИНЫ, Л…Д…КОЛ.
Гимнастика для глаз.
ПЫЛ Е СОС
ВОД О ЛАЗ
ФОТО АППАРАТ
СПОРТ ЗАЛ
Работа в парах. Задание: замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу. Образец: рубить мясо – мясорубка. 1. Резать овощи - ……….. 2. Варить кофе - …….. 3. Ловить мышей - …….. 4. Любитель книг - …… 5. Ходит по луне - ……..
ИТОГ УРОКА. Ответьте на вопросы: -С написанием каких слов познакомились на уроке? - Как образуются сложные слова? - Для чего люди используют такие слова? - Понравился ли вам урок? - Что было интересным для вас на уроке?
Составила урок: Чернова Е.Ф. учитель начальных классов МАОУ СОШ 40 г. Томска.