Рождество Богородица возлежит на каменном ложе, лишь покрытом небольшим матрасом. На фреске запечатлен момент, когда повитуха передает молодой Матери новорожденного Младенца. Вероятно, синей краской покрывало было дописано уже позже, по сухой штукатурке, из-за чего эта часть фрески плохо сохранилась. Два пастуха, повернутые к зрителю спиной, наблюдают за торжествующими ангелами. Животные выписаны тщательно нимбы в профильных изображениях ликующих ангелов изображен в виде овала.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях "
Рождество Богородица возлежит на каменном ложе, лишь покрытом небольшим матрасом. На фреске запечатлен момент, когда повитуха передает молодой Матери новорожденного Младенца. Вероятно, синей краской покрывало было дописано уже позже, по сухой штукатурке, из-за чего эта часть фрески плохо сохранилась. Два пастуха, повернутые к зрителю спиной, наблюдают за торжествующими ангелами. Животные выписаны тщательно нимбы в профильных изображениях ликующих ангелов изображен в виде овала.
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
Поклонение волхвов И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою "
Поклонение волхвов Навес над Святым семейством - тот же, что и во фреске "Рождество", но изображен в другом ракурсе, каменное ложе трансформировалось в подобие трона. Особенно примечательна эта фреска тем, что на ней присутствует изображение кометы Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.) в качестве Вифлиемской звезды. Европейская космическая комиссия назвала «Джотто" два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами.
"Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего "
Бегство в Египет изобразил бегство величественной процессией, чинно и неторопливо следующей через каменистую пустыню.
"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет "
Избиение младенцев Рыдающие матери напрасно с мольбой простирают руки к царю, взирающего с резного балкона на расправу - в его сердце нет места милосердию, его имя стало нарицательным для жестоких людей.
"И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали"
Поцелуй Иуды Эта фреска - одна из самых известных и впечатляющих росписей капеллы в Падуе - рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. Джотто
"И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский" "И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский"
Джотто обнаруживается талант художника в изображении человеческого тела Уравновешенность композиции, проявляющаяся даже в симметричности изображения ангелов, придает всей сцене ощущение остановившегося времени, статичности, символизма, вселенского значения события. Фигуры скорбящих столь сдержанны в проявлении горя, что напоминают античное произведение. Распятие
"Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его"
Джотто Одна из ранних фресок, плохо сохранилась. Интересно композиционное решение сцены: по центру пирамидальная скала с усеченной вершиной, над которой парит ангел. Эта скала является связующим элементом для всех частей композиции и символизирует Христа: " Оплакивание Христа"
Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески ( ) скульптор Донателло ( ) живописец Мазаччо ( )
Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески ( ) скульптор Донателло ( ) живописец Мазаччо ( )