ПОГРАНИЧНАЯ ПАУЗАЦИЯ В ЦИТАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ: КОРПУСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА А.О. Литвиненко «Корпусная лингвистика» Санкт-Петербург, 2013
Просодически аннотированный корпус устного русского языка (PrACS-Russ) Рассказы о сновидениях: 129 детских рассказов, более 3700 элементарных дискурсивных единиц (ЭДЕ) Истории о подарках и катании на лыжах: 40 взрослых рассказов по картинкам, около 1100 ЭДЕ Рассказы сибиряков о жизни: 17 взрослых рассказов, около 1300 ЭДЕ Веселые истории из жизни: 40 взрослых рассказов, около 2500 ЭДЕ всего около 4 часов звучания
Образец полной транскрипции /Жил-был один молодой \человек (0.54) Этот молодой /человек (0.24) любил заниматься \спортом (0.12) В то же /время он любил \выпить.
Образцовая ЭДЕ /Жил-был один молодой \человек. произносится на одном выдохе описывает одно событие/состояние представляет собой одну предикацию имеет один интонационный контур
Паузация на границах и внутри ЭДЕ (0.53) {ЧМОКАНЬЕ 0.16} (0.30) /Утром /он –проснулся, (0.62) \позавтракал, (0.07) и /–пошёл кататься на –лыжах (0.30) /\Наката-ался р, /потом пошёл на встречу со своими \друзьями.
Пограничная паузация в «Рассказах о сновидениях»
Пограничная паузация во взрослых корпусах
ЦИТИРОВАНИЕ Введение в собственный дискурс фрагментов другого дискурса (высказываний либо мыслей другого лица или самого говорящего «чужой речи»). Динамический процесс, совмещающий два разнонаправленных процесса: сохранение аутентичности «оригинала»; переработка и встраивание цитируемого в порождаемый дискурс, подчинение коммуникативным целям говорящего.
ВИДЫ ЦИТИРОВАНИЯ Прямое цитирование Он сказал: «Я в кино не пойду, лучше дома останусь». Полупрямое цитирование Он сказал, что «Я в кино не пойду, грит, лучше дома останусь». Косвенное цитирование Он сказал, что в кино не пойдет и предпочтет остаться дома.
Образец цитирования в корпусе я говорю Какой /\кошма-ар!,,, нельзя такие /\ве-ещи!,,, это же /\у-ужас просто!,,, (0.42) нас посадят в /\тюрьму непременно!». авторская ремарка цитация
Исследуемые контексты... контексты, где авторская ремарка: (а) присутствует; (б) представляет собой предикацию; (в) находится в препозитивной позиции по отношению к цитации. 88% всех цитационных конструкций 150 конструкций у детей около 260 конструкций у взрослых
Отсутствие пограничных пауз
Пограничные паузы в детском нарративе В корпусеВ цитацияхВ с/п конструкциях Среднее значение (с) 0,50,2 Медиана (с) 0,30,0 Доля нулевых пауз (%) 37,371,367,1
Пограничные паузы в цитациях у детей и взрослых Дети Взрослые Среднее значение (с) 0,2 0,1 Медиана (с) 0,0 Доля нулевых пауз (%) 71,3 80,5
Отсутствие пограничных пауз до и после авторской ремарки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Паузация играет важную роль в поддержании связности цитационных конструкций. Отсутствие пауз между авторской ремаркой и цитацией – симптом высокой степени интеграции цитационных конструкций. Частотное наличие паузы ПЕРЕД авторской ремаркой – также признак высокой связности цитационной конструкции. По параметру пограничной паузации цитационные конструкции (вне зависимости от их типа) демонстрируют сходство с полипредикативными.
СПАСИБО!