Игорь Кадощук Московский банк реконструкции и развития
22 С ОДЕРЖАНИЕ Что мы видим? Меры которые мы принимаем? Типовая ИТ стратегия Банка Что меняет «особенность текущего момента»? Рационализация изменений: где мухи и где котлеты?
33 Ч ТО МЫ ВИДИМ ? Источник: Intelligent Enterprise/Корпоративные системы Снижение капитальных затрат у более чем 80% российских компаний Сокращение бюджетов у более чем 60% российских компаний Сокращения бюджетов от 25 до 50% у 70% компаний Источники сокращений: Капитальные затраты (развертывание ИТ инфраструктуры) – 85% Внедрение новых приложений – 70% Обучение персонала – 75% Основная «кризисная» задача – повышение эффективности, сокращение издержек
44 Ч ТО МЫ ВИДИМ ? Основная задача ИТ- повысить эффективность, стать дешевле и лучше: Снизить/ перераспределить ИТ бюджеты: Проектов развития ФОТ Операционного ИТ-бюджета = Снизить стоимость ИТ услуг Снизить операционные риски Повысить скорость реакции на изменения Снизить число аварийных ситуаций Увеличить доступность ИТ сервисов = построение ИТ решений, способных дать конкурентное преимущество
55 Ч ТО МЫ ВИДИМ ? Сделать бизнес лучше и дешевле: Повысить качество услуг Снизить существующие риски Повысить эффективность управления БП Снизить издержки Повысить эффективность, прибыльность и … сократить ИТ расходы на 15%, 20%, 30%, 50%... ?!!!
66 М ЕРЫ КОТОРЫЕ МЫ ПРИНИМАЕМ ? Сокращение затрат на персонал Упростить оргструктуру Централизация и распределение ИТ ресурсов Контроль стоимости ИТ = снижение расходов компании Анализ стоимости внешних сервисов Контроль за выставляемыми счетами Анализ использования ПО? Организовать борьбу вендоров Выбор ПО лучшего для вас, а не лучшего в классе Установить стандарты на использование ИТ ресурсов Снизить уровень надежности на «9» Строить большие узлы для видеоконференции Внедрить IP телефонию и используйте интернет-каналы Отложить замену устаревших персоналок на год Консолидация и виртуализация серверов и СХД Улучшить политики и процессы ИТ менеджмент ИТ процессы ПО предпиятия Инфраструктура
77 М ЕРЫ КОТОРЫЕ МЫ ПРИНИМАЕМ Источники: IBM Global Services, CNEWS,… Краткосрочный период Долгосрочный период Направления/ меры оптимизацииПотенциал «Оптимизация» численности ИТ персонала до 10% численности, до 5-10% расходов на персонал «Реорганизация»до 10% расходов на персонал Приостановка ИТ проектов15-70% от объема проектов Управление финансами ИТОптимизация бюджетной дисциплины Поиск снижения стоимости систем и услуг (переход на ПО Open Source) до 40% от объема инвестиций в ПО Централизация и виртуализация ИТ инфраструктуры до 20% от объема инвестиций в инфраструктуру Стратегии сорсинга (аутсорсинг и т.д.)до 30% от инвестиций в ИТ сервисы Автоматизация управления ИТдо 10% от расходов на персонал Управление архитектурой ИТ до 20% от стоимости элементов ИТ инфраструктуры Централизация процессов ИТУвеличение эффективности 10-40%
99 С ТРАТЕГИЯ Б АНКА В « МИРНОЕ ВРЕМЯ » Экспансия на рынке Рост рейтинговых показателей Высокая скорость изменений - «опережая рынок» Приобретение/ развертывание сетей продаж
10 С ТРАТЕГИЯ -> ИТ- СТРАТЕГИЯ ? Стратегия ИТСтратегия Банка Генеральное целевое планирование Стратегическое и оперативное планирование Критические факторы успеха Риски Стратегия развития информационных систем Бизнес-приоритеты Направления и задачи развития ИТК. Системные модели. Модели данных и информационные модели. Архитектура приложений. Стратегия ведения данных. ИТ политика Основные принципы. Технологические принципы и стандарты. Консолидация и оптимизация ИТ ресурсов Программы и проекты Банка ИТ- программы Управление инвестициями в ИТ. Разработка ИТК. Управление портфелем проектов Стандарты управления ИТ Организация и управление. Кадры и способности. Регламенты. Процессы. Стандарты и методология. Закупки. Ключевые показатели результативности
11 У ПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРОЙ ИТ Бизнес- архитектура Архитектура приложений Информационная архитектура Архитектура ИТ инфраструктуры Управление проектами/ программами Управление портфелем Реализация ИТ стратегии Реализация требований Hardware, Servers, OS, Networks Системы, Сервисы, Функциональность.. Данные, Бизнес- объекты, Форматы, Протоколы Бизнес-процессы, документооборот, транзакции … Источник: IDC
12 П РИКЛАДНАЯ АРХИТЕКТУРА ИТ Б АНКА Фронт-офис Мидл-офис Бэк-офис Точки продаж банковских продуктов Каналы доставки банковских услуг Система управления взаимоотношениями с клиентами Управление кредитными и операционными рисками Основная транзакционная система банка (АБС) Ведение информации по пластиковым картам банка, управление ресурсами банка, документооборот и делопроизводство Управление инфраструктурой Интеграционное решение Единое хранилище данных Аналитические системы (СППР, OLAP, Data Mining) Системы консолидированной отчетности Хранилище данных
13 С ТРАТЕГИЯ Б АНКА В «НОВЫЕ ВРЕМЕНА» Сдвиг стратегических целей на 1 год Сокращаем все (что можно) «Супер оперативное» управление Законы реальности не действуют,мы живем в другом мире
14 У ПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРОЙ ИТ Бизнес- архитектура Архитектура приложений Информационная архитектура Архитектура ИТ инфраструктуры Управление проектами/ программами Управление портфелем Реализация ИТ стратегии Реализация требований Hardware, Servers, OS, Networks Системы, Сервисы, Функциональность.. Данные, Бизнес- объекты, Форматы, Протоколы Бизнес-процессы, документооборот, транзакции … Источник: IDC ВНЕШНИЙ ПОСТАВЩИК РОСТ ОПЕРАТИВНОСТИ ПОИСК БЮДЖЕТНЫХ РЕШЕНИЙ
15 П ОИСК СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ (ПО С ОТКРЫТЫМ КОДОМ ) Рабочие места пользователей (ПК, периферийное оборудование) Мультисервисная сеть (корпоративная сеть, внешние каналы связи) Прикладное программное обеспечение Инфраструктура Центров обработки данных Обеспечение информационной безопасности Средства интеграции прикладных систем Системы мониторинга и управления Классы элементов ИТ инфраструктуры К ЛАССЫ ЭЛЕМЕНТОВ ИТ ИНФРАСТРУКТУРЫ
16 П РОЦЕССЫ УПРАВЛЕНИЯ ИТ Стандартизация и методическое выстраивание ИТ процессов – мера 2 Структура процессов управления ИТ услугами: предоставление, поддержка, развитие и пр. Нормативная база, регламенты, стандарты, процедуры, инструкции, руководства
17 С УТЬ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОЦЕССОВ В ИТ Централизация процессов управления и развития ИТ услуг Эффективное управление стоимостью/ финансами ИТ услуг Развитие проектного управления при поддержке, предоставлении и развитии ИТ услуг Выстраивание эффективной политики сорсинга/ аутсорсинга
18 С ТРУКТУРА ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИТ Ориентация на лучшие практики – методология ITIL/ ITSM (27/11 процессов) Процессы поддержки ИТ услуг: управление инцидентами, решением проблем, изменениями, релизами, конфигурацией, информационной безопасностью Процессы предоставления ИТ услуг - управление уровнем ИТ сервисов, управление возможностями, доступностью, непрерывностью, финансами ИТ Процессы развития ИТ услуг – проектное управление (PMI, 6 )
19 Э ФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ИТ Другой уровень эффективности ИТ подразделений при внедрении: Управление инцидентами - 10% (снижение трудоемкости ИТ персонала) Управление проблемами - 27% Управление изменениями - 40% Управление конфигурациями - 20% Управление уровнем услуг - 20% Управление ИТ финансами – бюджетная дисциплина Процессы ITIL/ITSM – основа эффективного аутсорсинга – 20-30% Источник: HP Consulting Services
20 О ТДЕЛЕНИЕ МУХ ОТ КОТЛЕТ : Останавливать все ИТ проекты нельзя Оптимизировать бизнес можно только с помощью ИТ. «Оптимизация численности» через перестройку бизнес- процессов, в том числе, в ИТ ИТ повышает качество именно оперативного управления, что важно в кризисной ситуации! Внедрение процессов ITIL/ ITSM Виртуализация, централизация, интеграция Сравнительно быстро и эффективно – снижение стоимости ИТ за счет решений на платформе ПО с открытым кодом и аутсорсинга Автоматизация бизнес-процессов в ИТ – третий существенный компонент перспективного повышения эффективности, даже в кризисных ситуациях
В ЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЙ НА ИТ- СТРАТЕГИЮ И.Т. Кадощук Московский банк реконструкции и развития