«…Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства… Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально- педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты». (Из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»)
Нормативная правовая база - Закон РФ «Об образовании» (ст.2); - Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»; - Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения»; - Письмо МО и НРФ от Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений; - Письмо МО и НРФ от АФ-144 «О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений»; - Письмо Минобразования России от 30 марта 2000г «О попечительских советах общеобразовательных учреждений»; - Письмо Минобразования от О работе с «Примерным положением о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием»; - Распоряжение Комитета по образованию от 5 июня 2002 года 29-р «Об органах самоуправления и общественного контроля государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга»..
Цели государственно- общественного управления образованием - усилить внимание, прежде всего местного сообщества, к проблемам образования; - обеспечить приток в сферу образования дополнительных ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных, интеллектуальных и т.д.).
Задачи государственно- общественного управления образованием Реализация законодательно определенных прав педагогов, учеников и их родителей на участие в управлении образовательным и учреждениями Демократизация государственного управления образованием Удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса Содействие созданию комфортных условий обучения учащихся и улучшению условий труда педагогических и других работников системы образования Развитие согласительных механизмов по решению общих задач, стоящих перед образовательным учреждением
п/пРАЙОНКоличество школ, имеющих попечительские советы Количество школ, имеющих другие советы Количество ДОУ, имеющих попечительские советы Количество ДОУ, имеющих другие советы Из них имеют юридическое лицо Всего управляющих советов. 1.Адмиралтейский Василеостровский (школы 11;31;576; ДОУ 7;14;26;29;38; Выборгский Калининский Красногвардейский Красносельский Кронштадт Кировский (школы 254;284;654;658) Колпинский Курортный Московский Невский Петроградский (школы 80;610)84 14.Пушкинский ( школа 695)54 15.Петродворцовый (Школы 411;412; 415) Приморский (школа 43) Фрунзенский Центральный (школа 207)135 ИТОГО: Информация о попечительских и управляющих советах в образовательных учреждениях города на
Содержание государственно- общественного управления образованием Обеспечение функционирования образовательной системы Обеспечение развития системы образования -участие в подготовке, принятии и реализации нормативно-правовой базы (режим занятий; форма одежды и т.д.); -взаимодействие государственных учреждений и общественных объединений и организаций, способствующих гуманизации и закреплению разнообразных форм взаимоотношений участников образовательного процесса; - привлечение в образование сил и средств юридических и физических лиц, наиболее рациональное расходование бюджетных средств. - разработка, утверждение и реализация соответствующих программ развития ОУ, в том числе направленных на модернизацию; - согласование содержания, форм и методов образовательной деятельности (компонент ОУ; профили; учебники и т.д.); - подготовка и принятие нормативных документов по мерам стимулирования деятельности педагогов и учащихся учреждений образования (стипендии, гранты для отдельных категорий обучающихся и педагогических работников); - международные связи – образовательный туризм, культурный обмен, в том числе профессиональный и т.д.)
Сценарии проектирования системы государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге Концентрация и централизация всей суммы управленческих полномочий в управляющем совете ОУ Децентрализация сферы самоуправления в ОУ Внешнее государственное общественное управление
Основные направления развития государственно- общественного управления образованием в Санкт-Петербурге 1. Включить по согласованию с коллективами ОУ в действующие структуры самоуправления образовательного учреждения представителей учредителя. 2. Разработать документы об организации Совета попечителей в сфере образования Санкт-Петербурга. 3. Привлекать представителей советов, реализующих государственно-общественное управление образованием, к участию в городских мероприятиях, связанных с выработкой стратегии развития образования Санкт-Петербурга. 4. Проводить региональные сборы (конференции, слушания и т.д.) руководителей советов, реализующих государственно-общественное управление образованием. 5. Осуществлять мониторинг эффективности деятельности органов государственно- общественного управления в образовательных учреждениях. 6. Разработать и апробировать программы повышения квалификации членов попечительских, управляющих и других советов, реализующих государственно- общественное управление в системе образования (на базе АППО; НМЦ; ОУ; курсовое обучение; серия учебно-проектировочных семинаров; дискретно, в виде разовых мероприятий; дистанционно). 7. Издавать научно-методические рекомендации по организации государственно- общественного управления образованием. 8. Осуществлять информационную поддержку формирующимся в Санкт-Петербурге продуктивным моделям государственно-общественного управления образованием.