Информационная система Универис
ЮУрГУ – это: - 37 факультетов - 13 филиалов кафедр - более студентов - более 5000 сотрудников - Более 5000 компьютеров - 70 стандартных и 5 специализированных компьютерных залов - Вычислительный центр - Студенческий информационно- вычислительный центр - Центр глобальных сетевых технологий
Процесс управления таким вузом должен быть адекватен текущей ситуации в обществе, государстве, мире. В то же время - удобен, ясен и эффективен для студентов, преподавателей и сотрудников университета. Без введения комплексного подхода к организации управления университетом, без использования новейших информационных технологий и разработок в этой сфере, оптимизирующих и упрощающих управленческий процесс, образовательная система во многом отстает от требований времени и ожиданий общества. Современный университет использует современные стандарты управления, основанные на информационных технологиях.
Проблемы управления вузом: Множество разнопрофильных подразделений; Использование разных специализированных решений для отдельных подразделений; Динамично изменяющиеся условия; Отсутствие однородной информации для анализа и управления.
Решением может стать система, которая: Позволяет начать поэтапное внедрение с минимально необходимого стандартного набора решений. Обеспечивает возможность дальнейшего развития системы на основе единой концептуальной и технологической базы. Предоставляет возможность принятия оперативных управленческих решений.
В марте 2002 года ректор ЮУрГУ – ныне Президент ЮУрГУ - Г. П. Вяткин издал приказ о создании информационной системы университета.
Цель создания информационной системы обеспечить руководство университета и его подразделения эффективным инструментарием информационной поддержки формирования, контроля и реализации государственной политики в сфере образования.
Задачи проекта Универис Повышение эффективности деятельности университета. Повышение качества подготовки специалистов. Повышение оперативности управления, планирования и использования ресурсов университета. Организация эффективного взаимодействия подразделений университета с Федеральным агентством по образованию, статистическими налоговыми и другими организациями и предприятиями.
В основе работы системы – единая база данных Система управления базой данных – FIREBIRD Система работает под управлением операционной системы LINUX Среда разработчика программных приложений - DELPHI
Наличие единой базы данных позволяет Выполнять мгновенный доступ ко всей необходимой информации, в том числе полученной из различных источников, с необходимостью ее ввода всего один раз Обеспечивает высокое качество информации по всем бизнес-процессам ВУЗа Позволяет предоставлять информацию в нужное время, в нужном месте и в виде, наиболее удобном для принятия решений.
Взаимодействие подразделений университета
Размещение пользователей системы Универис
Универис – ядро системы
Процедура подключения к системе
Принципы построения системы Интеллектуальность Интегрируемость Модульность Доступность Адаптивность Надежность и безопасность Возможность нескольких видов связи с БД
Цикл сопровождения программных модулей системы
Обновления программ доступны с сервера
Универис охватывает все аспекты управления учебным процессом
Универис в учебном процессе
Создатели и Потребители информации
Функциональные модули системы -АРМ деканата; -АРМ отдела кадров студентов; -АРМ отдела кадров работников; -АРМ службы делопроизводства; -АРМ мобилизационного управления; -АРМ управления по организации внебюджетной образовательной деятельности; -АРМ приемной комиссии.
Учебная деятельность 1.Отдел лицензирования и аккредитации Установлены и эксплуатируются модули системы Универис -Учебные планы -Студент -Кадры преподавателей -Формирование запросов -Построение внешних и внутренних отчетов
2.Центральная приемная комиссия -Ввод карточки абитуриента -Рабочее место архивариуса -Рейтинг по специальностям -Поиск по карточке абитуриента -Комплексное тестирование -Генерация файлов для проверки ЕГЭ -Учет оплаты абитуриентов-контрактников -Формирование и печать приказов на зачисление -Регистрация приказов -Статистика приема абитуриентов
В модуле Абитуриент доступны дополнительные функции: - Просмотр рейтинга абитуриента через Интернет; - Просмотр рейтинга абитуриента через ЮУрГУ ТВ; - sms-сервис для абитуриента.
3.Отдел планирования и организации учебного процесса -Учебные планы, нагрузка, карта специальности, карта кафедры -Студенты -Движение студентов -Приказы -Расписание экзаменов -Анализ недопусков к сессии -Анализ результатов сдачи контрольных м/п -Поиск информации по запросам -Учет почасовой оплаты
4.Диспетчерская служба -Аудиторный фонд -Профессорско-преподавательский состав -Расписание экзаменов 5.Отдел практики и трудоустройства студентов -Студент -Поиск по запросам -Учет практик студентов -Учет распределений студентов -Кадровая служба
7.Служба организации выпуска специалистов -Материалы ГЭКов и ГАКов -Реестр документов об образовании 8.Служба делопроизводства -Организационная структура ВУЗа -Регистрация приказов
Студенческие службы 9.Управление студгородка -Учет занятых и свободных комнат -Паспортная служба -Анкетные данные -Успеваемость студента -Приказы 10.Мобилизационное управление -Решение задач воинского учета 11.Отдел международных связей - Решение задач учета студентов - не граждан России
Управление персоналом 12.Отдел кадров студентов -Студент -Поиск по запросам -Представления и приказы -регистрация приказов 13.Отдел кадров сотрудников -штатное расписание -личное дело сотрудника -поиск по запросам -приказы и представления -приказы и представления по доплатам и надбавкам -дополнительные соглашения -редактор отпусков -табель учета рабочего времени -награды и поощрения -сборник отчетов по составу сотрудников
Универис в цифрах Число подразделений университета, включая удаленные, где установлены рабочие места – 286 Число компьютеров, работающих с сервером – 671 Число пользователей системы– 1010 Число запусков программ за год
В базе Универис собраны, хранятся и обрабатываются данные: - о студентах различных форм обучения - о 5937 работниках ВУЗа - о абитуриентах ВУЗа ежегодно - о 229 кафедрах ВУЗа - о 495 подразделениях ВУЗа - о 3556 учебных плана для 551 специальности и 6699 дисциплин ВУЗа ведомостей с результатами сдачи контрольных мероприятий студентами за годы их учебы в университете - всего в базе – записей
Таким образом, сегодня мы имеем устойчивое и необратимое внедрение информационной системы Универис в административный и учебный процесс университета
Система становится незаменимым инструментом руководства университета и его подразделений в обеспечении успешного и устойчивого развития ВУЗа
Функциональные возможности системы не только позволяют качественно управлять различными областями деятельности ВУЗа, но и повышать культуру управления современным ВУЗом.
Перспективы развития Универис -Доступ пользователей к БД через интернет; -Дальнейшее развитие и совершенствование системы; -Повышение общей гибкости системы, в том числе: - независимость от сервера и структуры базы данных, что позволить осуществлять переход на любые сервера БД, обусловленный, например, повышением быстродействия - возможность конфигурирования системы и адаптации ее под другие ВУЗы (внедрение технологий открытых программных систем)
Существующая архитектура системы
Перспективная архитектура системы
Еще одно перспективное направление развитие системы - возможность связи в единое информационное пространство нескольких систем, например, систем, установленных в разных ВУЗах, что позволит существенно расширить это пространство.
Расширение системы
Анализируя и обобщая опыт разработки и внедрения Универис в университете, хочется особо подчеркнуть, что любая информационная система не устанавливается, а внедряется. Внедрение преодоление сопротивления. Внедрение системы это приведение в соответствие объекта управления и системы управления этим объектом. Это трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс. Успех внедрения зависит от многих факторов: общий недостаток средств, в том числе компьютеров, времени, денег, информации, персонала; прямой или скрытый саботаж нововведений, грозящих нарушить размеренный ритм жизни подразделения; отсутствие информации о работе в подразделениях и обмене данных между ними и, как следствие, отсутствие внутреннего планирования. В этой ситуации неоценимое значение имеет воля первых лиц. Высшее руководство должно быть решительно настроено на создание управленческой информационной системы, оно должно быть готово поддерживать процесс перемен, технологически и психологически на протяжении времени существования проекта. И тогда успех обеспечен!