В.В. Рубцов Школа и стрессы: современное состояние проблемы
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Приход детей в школу (трудности адаптации зависят от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям учебной деятельности, принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми; особые трудности испытывают плохо адаптированные дети).
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Структура и содержание учебных предметов, не учитывающие закономерности развития ребенка- школьника, (избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге к перегрузкам детей, которые оказываются главной причиной ухудшения здоровья школьников). Структура и содержание учебных предметов, не учитывающие закономерности развития ребенка- школьника, (избыток содержания ведет к трудностям усвоения учебного материала, а в итоге к перегрузкам детей, которые оказываются главной причиной ухудшения здоровья школьников).
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Острая нехватка времени (цейтнот) – связана как с высокими и все возрастающими нагрузками, так и с неэффективными методами учебной работы школьников, ориентацией на количественные показатели обучения.
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Адаптация детей к школьному обучению (способность противостоять «внешнему» давлению, которое неизбежно сопровождает ребенка в процессе обучения в школе). Зависит от возрастного и личностного развития детей, способности ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками и др.
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Соревновательность, приводящая к ориентации учащихся на высокие показатели (в условиях соревновательности отстающих осуждают, причем в дальнейшем это отношение к ним может стать враждебным; у таких детей легко развивается «самопораженческая» реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, «неуспевающих» и даже «нелюбимых», что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств). Соревновательность, приводящая к ориентации учащихся на высокие показатели (в условиях соревновательности отстающих осуждают, причем в дальнейшем это отношение к ним может стать враждебным; у таких детей легко развивается «самопораженческая» реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, «неуспевающих» и даже «нелюбимых», что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств).
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Негативное (враждебное, пренебрежительное, скептическое, а, нередко, подавляющее ребенка) отношение учителя; или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом « с позиции силы».
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к той или иной неприглядной деятельности. (Следствием неспособности ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становится почти непрекращающееся напряжение в отношениях, личностные конфликты доходящие до прямых столкновений между ними).
Стрессовые факторы, характеризующие образовательную среду современной школы Серьезной психологической травмой для ребенка может стать смена школьного коллектива, потеря старых друзей, необходимость подлаживаться к новому коллективу и новым педагогам и др. (Включение в новый коллектив может стать для некоторых детей непосильной задачей, столкновение с которой приводит к серьезным стрессам).
Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию работников образования "Отсутствие" права на ошибку (89%) Неудовлетворенность профессиональным статусом (73%) Страх потерять работу (71%) Недооценка профессиональ- ной значимости (67%) Отсутствие условий для самовыражения (35%) Недостаток положительного стимулирования (89%) Учителя
Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию работников образования Отсутствие научно- методического инструментария (66%) Неопределенность функциональных обязанностей (41%) Необходимость выхода за пределы профессиональной компетентности (36,5%) Отсутствие квалификации у заказчика (41,5%) Недостаток сотрудничества с администрацией (22%) Бумажная рутинная работа (76%) Психологи
Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию работников образования Перегрузка (95%) Конфликтные ситуации (89%) Частые проверки вышестоящих организаций (87%) Предъявление противоречивых требований (67%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (53%) Неудовлетворенность социальным статусом (52%) Управленцы
Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию работников образования Школьные перегрузки (85%) Конфликтные ситуации (65%) Безопасность ребенка в школе (61%) Нововведения и частые изменения в образовательных программах (59%) Качество образования (48%) Отсутствие возможности школьной жизни (35%) Родители
Основные направления работы участников педагогической ситуации по предупреждению возникновения стрессов: целенаправленное влияние на формирование комфортной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений всех участников образовательного процесса; целенаправленное влияние на формирование комфортной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений всех участников образовательного процесса; адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т.д.). адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т.д.).
Основные направления работы участников педагогической ситуации по предупреждению возникновения стрессов: активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения; активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения; эффективное применение личностно- ориентированных методов и технологий работы в условиях стресса; эффективное применение личностно- ориентированных методов и технологий работы в условиях стресса; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса. повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.
Основные задачи участников семинара: выполнить анализ образовательной ситуации с целью выявления факторов, определяющих возникновение и действие стрессов в условиях школьного обучения (этот анализ включает целенаправленный исследовательский этап на базе образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником - педагогом, психологом, администратором, родителем - возможных рисков, присущих современной школе). выполнить анализ образовательной ситуации с целью выявления факторов, определяющих возникновение и действие стрессов в условиях школьного обучения (этот анализ включает целенаправленный исследовательский этап на базе образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником - педагогом, психологом, администратором, родителем - возможных рисков, присущих современной школе).
Основные задачи участников семинара: выработать систему согласованных взглядов и представлений, педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений, родителей на образовательную ситуацию школы как на комфортную среду, благоприятную для обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «школа без стрессов»). выработать систему согласованных взглядов и представлений, педагогов, психологов, руководителей образовательных учреждений, родителей на образовательную ситуацию школы как на комфортную среду, благоприятную для обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «школа без стрессов»).
Основные задачи участников семинара: определить условия и требования к эффективной «бесстрессовой» организации образовательной среды (включая систему конкретных задач и действий для каждого участника педагогической ситуации), включая: определить условия и требования к эффективной «бесстрессовой» организации образовательной среды (включая систему конкретных задач и действий для каждого участника педагогической ситуации), включая:
Основные задачи для участников семинара: - комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в процессе школьного обучения; - минимальный и доступный комплекс практических упражнений и занятий, предназначенных для применения каждым участником образовательной ситуации.
Основные задачи для участников семинара: сформулировать конкретные предложения педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды, благоприятной для обучения и развития детей в современной школе. сформулировать конкретные предложения педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды, благоприятной для обучения и развития детей в современной школе.