Конструирование проблемной ситуации на уроке русского языка.
Тема: От словарей к созданию текста (учебник Т.А Ладыженской, 5 класс) Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 762 Цховребова Жанна Николаевна
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 762 Цховребова Жанна Николаевна
Хорошее задание. Тема - выборочное изложение Упражнение 407 ( учебник для 5 класса, автор Ладыженская Т.А.)
Р 407. Выборочное изложение «Последний лист орешника». Прочитайте текст упр Выделите те части текста, в которых описывается последний желтый живой огонек – лист орешника. Найдите слова и словосочетания, обозначающие цвет деревьев в лесу. Изложите текст от 3-го лица.
Чем задание хорошо? Тип урока- развитие речи Элементы содержания - работа с текстом, определение типа и стиля речи, определение способов связи в предложении, разрешение орфографических задач. Предметные результаты - учатся составлять план, выделять главную мысль текста, передавать текст в форме выборочного изложения в соответствии с нормами русского языка. УУД- учатся выразительно читать текст и адекватно воспринимать и обрабатывать информацию. Средства обучения – презентация.
Хорошее задание. Тема :Рассуждение Упражнение 386(учебник для 5 класса, автор Ладыженская Т.А.)
Упражнение 386 Задание из учебника. Измененное задание. Прочитайте. Каково ваше мнение : действительно ли все равно, как писать слова? Выскажите (устно) свое мнение. Это тезис. Докажите его, сделайте вывод. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы убедить Сашу Петрова поменять свое мнение? Попробуй свою точку зрения доказать с помощью аргументов. Составь план ответа и напиши заметку в классную газету.
К чему приводит измененное задание? -вовлекаем ребенка в процесс обучения -ребенок противопоставляет заключенную в тексте информацию своим знаниям -находит доводы в защиту своей точки зрения -учится видеть и формулировать проблему в тексте, комментировать ее и приводить аргументы, опираясь на навыки для решения орфографических задач -ребенок учится создавать монологическое высказывание (в том числе оценочного характера) -соблюдает в практике правила речевого этикета.
На уроке природоведения Салех назвал осину хвойным деревом. Помогите ему представить, как выглядит осина и еще несколько других деревьев. Составьте толкование лексического значения (по группам), пользуясь опорными словами.
Составьте толкование лексического значения этих слов. 1 группа-береза 2 группа-дуб 3 группа-клен 4 группа-осина. Что у них общего ? Есть у них листья? Опорные слова: белый ствол, плотная древесина, резные листья, зеленовато-белая кора.
В результате совместной работы дети составляют таблицу. ДеревьяБерезаДубКленОсина Общие признаки Лиственные деревья Индивид уальные признаки Белый ствол Плотная древесина Широкие резные плоды- желуди Зеленова то-белая гладкая кора
Все эти деревья растут в лесу и вам не раз посчастливилось наслаждаться красотой леса, а многие ваши сверстники из Африканских и Восточных стран плохо представляют себе,что такое лес? Составьте словарную статью о слове лес, подбирая пример употребления этого слова в творчестве русских поэтов.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.(А.С.Пушкин) В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит.(И.Никитин). Что, дремучий лес, призадумался, - грустью темною затуманился? (А. Кольцов) Распахни мне объятья твои, густолистый, развесистый лес.(А.Фет)
Каким тропом являются выделенные слова? Каким приходилось видеть лес вам? Напишите краткое эссе о красоте русского леса своему незнакомому сверстнику из Египта, употребив в них эпитеты. (Сообщение : Ребята, есть очень интересный словарь - «Словарь эпитетов русского языка» под редакцией Горбачевич К.С.и Хабло Е.П.) Знаете,сколько эпитетов в нем к слову лес?-238
1 Тема урока - От словарей к созданию собственного текста 2 Тип урока - развитие речи 3 Элементы содержания - культура работы со словарями, со словом 4 Предметные результаты - учатся определять лексическое значение слова, составлять словарные статьи, создавать текст в соответствии с нормами русского языка, разграничивать художественные средства, различать типы речи. 5УУД-работа с речевой ситуацией,выполнение задания по инструкции, работа в группе 6 Средства обучения – толковый словарь и словарь эпитетов.