Социальное самочувствие населения в условиях кризиса Опыт измерения и анализа Санкт-Петербург февраля 2009 г. Токарев В.В. Материалы к презентации проекта на Зимней психологической школе-2009
2 Цель и задачи проекта «РИПН» ЦЕЛЬ: Разработка и реализация системы независимых, регулярных и открытых измерений социального самочувствия и потребительских настроений жителей Волгограда. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Разработка и / или выбор и адаптация системы индикаторов, характеризующих социальную ситуацию и социальные настроения населения. Разработка стандартов и технологии исследования. Накопление результатов измерений, достаточных для содержательной интерпретации результатов. Информирование общественности о проекте, развитие и расширение проекта, выявление основных детерминант социального самочувствия населения.
3 Методика оценки потребительских настроений (ИПН) Методика ИПН разработана учеными Мичиганского университета в годах (группа Дж. Катоны). С 60–х годов прошлого века измерения ИПН начались в рамках проекта «Евробарометр» в европейских странах. В России измерения ИПН ведутся с 1993 года (ВЦИОМ, затем – «Левада-Центр» и Росстат). В 2004 году Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» предложила методику «РИПН» (региональный индекс потребительских настроений), адаптированную для проведения межрегиональных сравнений.
4 Достоинства методики РИПН Индекс прост в реализации и интерпретации, не требует сложного методического обеспечения. Методика РИПН хорошо «работает» в условиях быстрых изменений социальных условий. Показатели РИПН наиболее эффективны для проведения межрегиональных сравнений и анализа динамических временных рядов. Обладает хорошими прогностическими возможностями, позволяет прогнозировать изменение потребительской активности населения. Методика стандартизована, используется значительным числом исследователей.
5 Прогностические возможности ИПН Пример использования индекса потребительских настроений – соотношение продаж автотранспорта и оценок потребительских настроений.
6 Инициативные проекты Центра «Аналитик» Инициативный исследовательский проект «Волгоградский Омнибус». Проводится совместно с ОМА «Маркетдэйта» (г.Москва). «РИПН-Волгоград». Индекс потребительских настроений волгоградцев. Проводится совместно с Ассоциацией «Группа 7/89». Мониторинг электронных и печатных СМИ Волгограда с ежедневной и еженедельной отчетностью. Мониторинг спектра наиболее актуальных социально- экономических проблем, характерных для населения Волгоградской области.
7 Проект «Волгоградский Омнибус» Мониторинговое исследование локальных рынков и общественного мнения жителей Волгограда. Проводится восемь раз в год. Метод исследования – телефонное интервью по структурированной анкете. Объект исследования – население Волгограда в возрасте от 16 до 59 лет. Объем выборки одной волны – 400 интервью. Проект начат в 2004 году. В 2005 году стал лауреатом премии «Серебряный лучник».
8 Проект «РИПН-Волгоград» (индекс потребительских настроений волгоградцев ) Мониторинговое исследование социального самочувствия и потребительских настроений. Методика адаптирована Ассоциацией «Группа 7/89». Измерения начаты в апреле 2007 года. На данный момент (февраль 2009 г.) выполнено 15 замеров. Полученные данные позволяют анализировать динамику социального самочувствия и ожиданий жителей города и области.
9 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (1) Оценка изменений материального положения семьи за последний год.
10 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (2) Прогноз изменений собственного материального положения в течение ближайшего года.
11 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (3) Прогноз изменений материального положения других жителей страны в течение ближайшего года.
12 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (5) Прогноз изменений положения других жителей страны в течение ближайших пяти лет.
13 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (5) Оценка того, насколько текущий момент является «подходящим» для совершения крупных покупок.
14 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария Оценка ситуации в «домашнем» регионе в сравнении с другими регионами страны.
15 Методика расчета индекса потребительских настроений По каждому из вопросов, входящих в комплекс ИПН, рассчитываются распределения ответов респондентов (средние и несодержательные ответы не учитываются). Каждое из полученных распределений используется для построения частного индекса (в процентах): из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных; к полученной разности прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как среднее арифметическое частных индексов.
16 Методика расчета индекса потребительских настроений N (+) N (-)
17 Логика расчета частных индексов Индекс покупательской активности (ИПА) Индекс положения семьи (ИПС) Индекс ожиданий (ИО) Индекс межрегио- нальных сравнений
18 Логика расчета общего индекса потребительских настроений Индекс потребительских настроений (ИПН)
19 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ общей динамики социального самочувствия и потребительских настроений населения.
20 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики отдельных компонентов РИПН (индекса ожиданий, индекса положения семьи и т.д.).
21 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики социального самочувствия различных демографических и социальных групп.
22 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия в социальном самочувствии между мужчинами и женщинами.
23 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики социального самочувствия различных демографических и социальных групп.
24 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия в социальном самочувствии между различными возрастными группами.
25 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия в социальном самочувствии между группами, различающимися уровнем дохода.
26 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия между группами покупателей / не покупателей компьютеров и ноутбуков.
27 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики социального самочувствия жителей различных территорий.
28 Логика расчета частных индексов Краткосрочный социальный оптимизм Оценка произошед- ших изменений Индивидуальный оптимизм Долгосрочный социальный оптимизм
29 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ показателей «краткосрочного» и «долгосроч- ного» индивидуального и социального оптимизма.
30 Индекс изменения положения семьи
31 Индекс изменения положения семьи «За последний год материальное положения моей семьи значительно, очень заметно изменилось к худшему…» «…Хотя еще в сентябре я был уверен, что оно стабильно улучшается…»
32 Индекс индивидуального оптимизма
33 Индекс индивидуального оптимизма «Я считаю, что в течение ближайшего года изменения к худшему продолжатся…» «…Но он не будут столь интенсивны, как те изменения, что уже произошли…» «Еще в ноябре я думал, что все будет значительно хуже, но теперь немного успокоился…»
34 Индекс краткосрочного социального оптимизма
35 Индекс краткосрочного социального оптимизма «Хотя мне и моей семье в течение ближайшего года станет хуже, жизнь основной части россиян ухудшится значительно сильнее…»
36 Индекс долгосрочного социального оптимизма
37 Индекс долгосрочного социального оптимизма «…Но в долгосрочной перспективе (в течение пяти лет) все наладится и изменения к лучшему продолжатся…» Индекс долгосрочного социального оптимизма - единственный, находящийся в положительной части шкалы.
38 PR-продвижение проекта Публикация результатов исследования на сайте Центра «Аналитик» и порталах, посвященных социологическим и маркетинговым исследованиям.
39 PR-продвижение проекта Подготовка на основе результатов исследования научных публикаций, использование данных РИПН при подготовке монографий.
40 PR-продвижение проекта Публикация статей в общественно-политических периодических изданиях Волгоградской области.
41 PR-продвижение проекта Результаты проекта обсуждались на съезде Ассоциации «Группа 7/89» (Волгоград, май 2008 г.), и на семинаре «Социологические исследования в практике регионального и муниципального управления» (Пермь, декабрь 2008 г.).
Спасибо за внимание к нашей работе… ЗАО ЦСМИ «АНАЛИТИК» , Россия, Волгоград ул. Богунская, д. 8, офис 302 тел./факс: , , , Генеральный директор: Токарев Василий Владимирович - Научный руководитель исследовательских проектов: Дулина Надежда Васильевна – Исполнительный директор: Беличенко Ольга Николаевна –