К. Брюллов, Последний день Помпеи Русский музей
картина французского художника Ле-Ру Извержение Везувия в 79 г. по Р.Х. Ранние воплощения сюжета гибели Помпей трехтомный роман английского писателя Э. Булвер-Литтона опера итальянского композитора Пачини «Последний день Помпеи», 1829 год
Молодой человек, готовый помочь обессиленной старой женщине. Мы знаем, что художник перенес на полотно сцену из описания Плиния Младшего, который в Мизенах (30 км от Везувия) стремился спасти свою мать (и в конце концов унес ее на руках)
Рядом двое юношей несут на руках немощного старца. Художник в этом эпизоде изобразил предсмертные часы Плиния Старшего.
А слева прекрасная итальянка, охватившая в руками двух дочерей. Моделью послужила графиня Ю.П.Самойлова. Изображение ее и женщины с барахтающимся ребенком воспроизводит позы откопанных слепков, какими их увидел художник в помпейской экспозиции.
Языческий священник, уносящий церковную утварь, также подсказан археологической находкой в пепле.
«Римская» техника выполнения мостовой из уплощенных камней, пригнанных друг к другу почти без зазоров. Один камень выбит из своей лунки и наехал на соседний так, что образовалась колдобина. У его соседа отчетливо выписана щель, куда и закатываются драгоценности из выпавшей шкатулки. Такие деформации на полотне дороги возникли только что, при сейсмической подвижке мостовой.
Улочка в Помпеях со следами сейсмической деформации плит (преимущественно в виде изгибов) на мостовой и тротуаре Святая дорога (Via Sacra) типичная каменная кладка римской дороги
Схема распространения пепла и лав Везувия в разные годы
Кратер Везувия