«Конфликт миропонимания в повести В. Г. Распутина «Последний срок» Выполнила : ученица 10 класса МОУ СОШ 3 Тулина Ольга Руководитель: учитель русского языка и литературы Родионова Валентина Николаевна г.Татарск – 2011г. Сцена из спектакля "Последний срок"
«Одна истина свята на земле – материнство, рождающее жизнь, и труд хлебопашца, вскармливающий её…» В. Астафьев Конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В повести Валентина Распутина «Последний срок» главным конфликтом является проблема взаимоотношений семьи и ее недостатки. И в наше время тема конфликта в семье стала особенно актуальной.
Цель: исследование конфликта в повести Валентина Распутина «Последний срок». Задачи: 1) определить понимание конфликта в современной теории литературы; 2) рассмотреть основную проблематику повести Распутина; 3) путем текстуального анализа проследить развитие конфликта в повести «Последний срок», рассмотреть и проанализировать главные пороки общества: это взаимоотношения внутри семьи, проблему уважения к родителям и вопрос о совести и чести каждого героя.
Нравственная проблематика повести Валентина Распутина «Последний срок» Главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет утратой душевной связи человека со своими корнями.
Материнское величие, нравственная чистота, мудрость Анны Анна в повести «Последний срок» - ярчайший пример художественного исследования человеческой души, показанной писателем во всей её величественной неповторимости, единственности и мудрости, - души женщины, постигающей и уже даже постигшей то, о чём каждый из нас хоть раз в жизни думал.
Простодушие и неискренность Варвары Варвара – старшая в семье, лучше других знает народные обряды, но в силу своей недалёкости и излишнего рвения она раньше положенного приступает к исполнению обязанностей. Варвара из тех людей, о которых говорят: «безответные». Она не сумела, в отличие от Анны, стать настоящей хозяйкой и наставницей, привыкшая постоянно плакаться на жизнь и тем приучившая близких не обращать на эти жалобы внимания Сцена из спектакля «Последний срок»
Фальшь, эгоистичность и псевдоинтеллигентность Люси Люся- важный персонаж в романе. В отличие от Варвары, Люся, давно уехавшая в город, претендует на интеллигентность, культурность и потому противопоставляет себя другим. Происходит это не благодаря тонкой душевной организации, а вопреки ей, вследствие её отсутствия. Внутренняя неустроенность, безликость Ильи Ярче всего смена лица видна в облике старшего сына Ильи. В сыне ничего не осталось от того наивного, взбалмошного ребёнка, каким Анна его помнила. Его бойкость и говорливость выдают натуру суетную и неглубокую, торопящуюся со всем согласиться, ко всему приноровиться, лишь бы себе не в убыток, так он катится весёлым колобочком по жизни В.Г. Распутин "Последний срок". Сцена из спектакля (1977)
Человеческая основательность, душевный такт Михаила Михаил - натура наиболее милосердная. Он способен понять высший, внутренний смысл в продлении внешне вроде уже бесполезного существования старухи. Совестливость и человечность определяют нравственный облик Михаила. Душевная глухость самой нежной и любимой дочери Татьяны Меньше всего нам известно о самой младшей дочери Анны - Татьяне. Её мы можем увидеть глазами матери. В отличие от других детей Анны о Татьяне мы не знаем ничего плохого, достойного осуждения, никакого «изъяна», кроме одного, самого главного: она не приехала и никак не откликнулась на телеграмму. Так самый тяжелый удар нанесла матери её любимица.
ВЫВОД Таким образом, главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет, прежде всего, утратой душевной связи человека со своими корнями. В повести В.Г.Распутина «Последний срок» главным конфликтом является проблема взаимоотношений семьи и её недостатки. Путём текстуального анализа повести « Последний срок » мы увидели жизнь старухи Анны в слепящем и согревающем свете прекрасных дней, отпущенных ей для прощания, и по тому, что сберегли её сердце и память, мы поняли, что было там позади, главным, святым, тем, ради чего она жила, работала, страдала. И узнав это, открыв через Анну, через предсмертное её полегчание, позволившее жить «зорче, чем раньше, не напрягаясь для жизни, а находясь под её осторожной охраной», мы и детей её наряду со всем остальным меряем её мерой, различая в них и суету с ее заботами, правилами, словарём, и домашнее фарисейство, и нравственное нездоровье вообще, и, конечно, все то, что оставляет хоть какую–то надежду на лучшее. В «Последнем сроке» выразилось убеждение, что нравственный урок, содержится в судьбе старухи Анны, нельзя забывать, отстранять, нельзя игнорировать, как нечто уходящее, отсталое, несущественное. Такое устранение с дороги, из круга мыслей и памяти было бы, наверное, кощунственным, потому что без таких судеб народная судьба не представима.
«Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…» В.П. Астафьев Без сомнения, проблема эта не потеряет своей актуальности никогда. В суете современной жизни (работа заедает) навсегда рвутся связи с родительским домом. Особенно сейчас, когда в деревнях и малых городах нет работы и дети покидают родителей в погоне за заработком. Нельзя разрушить семью и остаться нравственным
Информационные ресурсы: 1.Горшенин А. В. Чем живём… Литературно – критические статьи. Новосибирск. Книжное издательство, 1989 год. 2.Дедков И. Возвращение к себе. т., 1978 год. 3. Котенко Н. Н. Валентин Распутин (очерк творчества). Москва «Современник», 1988 год. 4. Маймин Е. А., Слинина Э. В. Теория и практика литературного анализа. Москва, 1984 год. 5. Недзвецкий В. А., Филиппов В. В. Русская «деревенская» проза. Москва, 1999 год. 6. Панкеев И. А. Валентин Распутин. Москва «Просвещение», 1990 год. 7. Распутин В. Г. Избранные произведения. Москва «Художественная литература», 1990 год. 8.Семенова Светлана. Валентин Распутин. Москва «Советская Россия», 1987г