Сергей Сыроежкин Бизнес-аналитик, консультант В рамках курса лекций: «Разработка требований к программному обеспечению», мехмат, БГУ Бизнес-требования и методики сбора требований
Требования: еще одно определение 1. условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей; 2. условия или возможности, которыми должна обладать система или системные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандартам, спецификациям или другим формальным документам 3. документированное представление условий или возможностей для п. 1 и 2
Бизнес-требования Описывают: образ продукта ; границы системы ; реализуемые бизнес-процессы. С помощью: текста ; схем бизнес-процессов.
Общая схема сбора требований Планирование деятельности. Сбор бизнес-требований. Определение образа продукта. (vision) Определение границ проекта. (scope) Cбор пользовательских требований в объёме, достаточном для анализа. Переход к следующей итерации.
Видение системы - Vision Общий документ, который: утверждает намерение разработать систему; описывает основные проблемы и задачи, которые система призвана решить; устанавливает общие бизнес-требования; закладывает основу дальнейших документов.
Планирование сбора требований Определить участников процесса. (stakeholders) Выбрать методы сбора. Запланировать активности по сбору. Определить и запланировать методы управления: границами проекта; коммуникацией; передачей знаний.
Методы сбора требований Изучение стандартных практик и решений, принятых в предметной области. Изучение документов. Наблюдение за работой пользователей. Интервью участников проекта. Анкетирование. Обучение работе как пользователя. Телефонные звонки.
Интервью К интервью следует подготовиться! Составить список вопросов. Относиться дружелюбно, показывать понимание серьёзности задач и заинтересованность в их решении. Определить то, что собеседник считает очевидным.
Примеры вопросов Выясняйте сначала, ЧТО делать, а потом уже КАК. Какова цель процесса? Кто участвует в процессе? Как процесс проходит обычно? Какие могут быть альтернативные ситуации? Чего вы бы хотели от системы? Каковы качественные требования к процессу?
Телефонные звонки Подготовьтесь заранее, разошлите документы. Фиксируйте все потенциальные требования. Если началось топтание на месте, идите дальше. Будьте проактивными и больше спрашивайте. Не бойтесь переспросить. Перефразируйте, чтобы подтвердить. Подведите и разошлите краткие итоги разговора. Проанализируйте записи, обновите документы.
Примеры: ищем спрятанные требования «Reasonably fast» или «As fast as possible»? «В нашей системе управления бухгалтерией должна быть поддержка счёт-фактур». «Мы будем продавать систему только в Европе».
Спасибо за внимание!