Родился 7 февраля 1812 года в городе Портсмут.
Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со вкусом пользовавшимся тем уютом и комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии.
Своих детей и, в частности, своего любимца Чарли, мистер Диккенс окружил заботой и лаской.
Маленький Чарльз унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.
Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи.
Вскоре семья Диккенса была разорена и вынуждена сводить концы с концами. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму, матери пришлось бороться с нищетой.
Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии и влюблённый в себя мальчик попал на фабрику по производству ваксы, где ему пришлось находиться в тяжелых условиях.
Всю свою последующую жизнь Диккенс считал разорение семьи и работу на фабрике величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом.
Он не любил об этом рассказывать, он даже скрывал эти факты, однако здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным и нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, с которыми они сталкиваются.
Глубокое знание жизни бедноты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках, работные дома и долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п.
Диккенс вынес из своего отрочества ненависть к богачам, к господствующим классам. Юным Диккенсом владела честолюбивая мечта вновь оказаться в рядах людей, пользовавшихся определенным благосостоянием, перерасти своё унизительное социальное положение, завоевать финансовую независимость и личностную свободу.
Это первый роман, впервые выпущенный издательством «Чепмен и Холл» в годах. Диккенс создал роман о клубе чудаков, путешествующих по Англии и наблюдающих «человеческую природу». Такой замысел позволил писателю изобразить в своём произведении нравы старой Англии и многообразие человеческих типов.
Второй роман Чарльза Диккенса и первый в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок. Оливер Твист мальчик, мать которого умерла при родах. Он растёт в сиротском приюте, средства которого крайне скудны. Голодающие сверстники заставляют его попросить добавки к обеду. За эту строптивость его отдают в контору гробовщика, где он подвергается издевательствам старшего подмастерья.
«Рождественские повести» были написаны Диккенсом в 40-х годах XIX века и выходили отдельными книгами к Рождеству, то есть к концу декабря, почему и получили название «Рождественских книг». Они были задуманы как социальная проповедь в занимательной художественной форме. Воздействуя посредством образов и ситуаций своих святочных сказок на эмоции читателей, Диккенс обращался с проповедью как к «бедным», так и к «богатым», ратуя за улучшение «доли бедняка» и стремясь к нравственному «исправлению богачей».
Сборник содержит 5 повестей: Рождественская песнь в прозе Колокола Сверчок за очагом Битва жизни Одержимый, или Cделка с призраком
Многие особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов «Торговый дом «Домби и сын». Бесконечная вереница фигур и жизненных положений в этом произведении изумляет. Как мелкобуржуазные персонажи, так и представители лондонской бедноты созданы автором с большой любовью. Все эти люди почти сплошь и рядом чудаки, но чудачества, заставляющее вас смеяться, делают этих персонажей ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот безобидный смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс.
В значительной степени автобиографический роман Диккенса. Это 1-ое из его произведений, где повествование ведётся от первого лица. Когда мальчику было 7 лет, его мать вступила в брак с Мёрдстоном. Между ними сразу возникла взаимная неприязнь, отчим поколачивал его за неуспеваемость.
Роман этот явился ощутимым литературно- художественным ударом, нанесенным по капитализму XIX века с его идеей неудержимого промышленного прогресса. По-своему грандиозная и жуткая фигура Баундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс не щадит в романе и лидера забастовочного движения чартиста Слэкбриджа, готового на любые жертвы ради достижения своих целей. В этом произведении автор впервые подверг сомнению неоспоримую в прошлом для него ценность личного успеха в обществе.
Признавая необходимость революционного насилия, Диккенс отворачивается от него, как от безумия. Это было вполне в духе его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу. Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом значительных произведений. За романом «Крошка Доррит» последовал исторический роман Диккенса «Повестью о двух городах», посвящённый французской революции.
«Большие надежды» (1861) роман с автобиографическими чертами. Герой его Пип мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. Но весь замысел романа наводит на мысль о закономерности крушения всех надежд героя.
Новых художественных высот достигает Диккенс в своей лебединой песне в романе «Наш общий друг»(1864). Увлекательно задуманный, наполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием от иронии до трогательного незлобивого юмора этот роман должен был по замыслу автора, вероятно, выйти легким, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены словно полутонами и в значительной степени присутствуют на заднем плане, а отрицательные персонажи оказываются или надевшими на себя злодейскую маску обывателями, или настолько мелкими и смешными личностями, что мы готовы им простить их вероломность. В романе проводится мысль об отравляющем действие денег на общественные отношения и бессмысленности тщеславных устремлений членов общества.
Мрачные размышления находят выход в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда». В самом начале романа просматривается изменение творческой манеры Диккенса его стремление поразить читателя увлекательным сюжетом,погрузить его в атмосферу тайны и неопределенности. Удалось бы ему это в полной мере остается неясным, так как произведение осталось незаконченным.
Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего бога английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни. Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии.
В честь Диккенса назван кратер на Меркурии. К 150-летию со дня рождения писателя выпущена почтовая марка СССР (1962 г.). К 200-летию со дня рождения Диккенса Королевский монетный двор Великобритании выпускает памятную монету номиналом два фунта стерлингов с портретом Диккенса, сложенным из строчек с названиями его произведений от «Оливера Твиста» до «Дэвида Копперфильда» и «Больших надежд».[1][2] В Лондоне существует дом-музей Чарльза Диккенса «Charles Dickens Museum»[3].
Очерки Боза, 1836 Посмертные записки Пиквикского клуба, Оливер Твист, Николас Никкльби, Лавка древностей, Барнеби Радж, 1841 Рождественские повести: Рождественская песнь (1843), Колокола (1844), Сверчок за очагом (1845), Битва жизни (1846), Гонимый человек (1848)
Мартин Чезлвит, Домби и сын, Дэвид Копперфильд, Холодный дом, Тяжёлые времена1854 Крошка Доррит, Повесть о двух городах, 1859 Большие надежды, Наш общий друг, Тайна Эдвина Друда, 1870.
Скрудж, или Призрак Марли, режиссер Уолтер Буф. США, Великобритания, 1901 год. Рождественская песнь, режиссер Сирл Доули. США, 1910 Большие надежды, режиссер Роберт Виньола. США, 1917 Большие надежды, режиссер Дэвид Лин. Великобритания, 1946 Скрудж, режиссер Брайан Десмонд Херст. Великобритания, 1951 Скрудж, режиссер Рональд Ним.Великобритания, 1970 Тайна Эдвина Друда,режиссер Александр Орлов. СССР, 1980 Мартин Чезлвит, режиссер Дэвид Лодж. Великобритания, 1994 Большие надежды, режиссер Альфонсо Куарон. США, 1998 Сверчок за очагом, режиссер Леонид Нечаев. Россия, 2001 Оливер Твист, режиссер Роман Полански. Чехия, Франция, Великобритания, Италия Крошка Доррит, режиссеры Адам Смит, Дэрбла Уолш, Диармайд Лоуренс. Великобритания, 2008 Рождественская история, режиссер Роберт Земекис. США, 2009 Лорен Жауи снял фильм «Домби и сын». Франция. 2007
Выполнил: Гимадисламов гр. М-39