Основы философии Тема 14, часть 1 Кант Трансцендентальная эстетика и трансцендентальная аналитика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 8 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. План занятий 1.Философская система И. Канта 2.Философия И. Фихте 3.Философия Ф. Шеллинга.
Advertisements

Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
1. И. Кант : догматический период творчества. 2. И. Кант : критика чистого разума. 3. И. Кант о свободе, этике и правах человека.
Немецкая классическая философия. План: Философия И.Канта Философия И.Канта Философия Г.В.Ф. Гегеля Философия Г.В.Ф. Гегеля.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
Основы философии Тема 14, часть 2 Кант Трансцендентальная диалектика Этика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Логика Тема 8 Классификация суждений МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Логика Темы 3-4 Суждение Непосредственные умозаключения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
Иммануил Кант ( ) §Немецкий философ, основоположник трансцендентальной философии и немецкого классического идеализма. Всю жизнь прожил в Кёнигсберге,
Учение И. Канта « Оно, может, и умно, но больно непонятно» (о Канте)
Трансцендентальный конструктивизм Канта. Трансцендентальный метод Вот как Кант определяет в общем свой трансцендентальный метод: Вот как Кант определяет.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Иммануил Кант "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне"
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Транксрипт:

Основы философии Тема 14, часть 1 Кант Трансцендентальная эстетика и трансцендентальная аналитика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете ( ) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете ( ) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете ( ) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге Иммануил Кант ( ) Кёнигсберг

Иммануил Кант ( ) Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого разума (1781/1787) Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783) Основы метафизики нравственности (1785) Критика практического разума (1788) Основные сочинения

Иммануил Кант Трансцендентальная эстетика и аналитика Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка Трансцендентальный идеализм Субъективный идеализм Беркли и трансцендентальный идеализм Канта Нативизм рационалистов и априоризм Канта Агностицизм Юма и критический идеализм Канта

Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта).

Отношение между содержанием субъекта и предиката аналитического суждения Отношение между содержанием субъекта и предиката синтетического суждения SS PP Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения

Все тела протяжённы. Некоторые тела имеют тяжесть. Столица – место пребывания правительства. Канберра – столица Австралии. Примеры аналитических суждений Примеры синтетических суждений Целое больше своей части. «Лунная соната» состоит из трёх частей.

Возможность априорных синтетических суждений Аналитические и синтетические суждения Общий принцип аналитических суждений – закон противоречия. Синтетические суждения нуждаются в ином принципе, нежели закон противоречия. Противоречиво отрицать за субъектом признак, который мыслится в самом понятии субъекта. Нет никакого противоречия в том, что за субъектом отрицается признак, не принадлежащий понятию субъекта.

Возможность априорных синтетических суждений Априорные и апостериорные суждения Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта. (Ср. «истины разума» у Лейбница). Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом. (Ср. «истины факта» у Лейбница).

Возможность априорных синтетических суждений Априорные и апостериорные суждения Ассерторические (суждения действительности) Аподиктические (безусловные, необходимые) Модальность Частные или единичные Общие (универсальные) Количество Апостериорные (опытные) суждения Априорные (доопытные) суждения

Возможность априорных синтетических суждений Априорные и апостериорные суждения Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы имеют форму общих аподиктических суждений.

Возможность априорных синтетических суждений АпостериорныеАприорные АссерторическиеАподиктические Частные или единичныеОбщие Синтетические Аналитические АподиктическиеОбщие Ассертор. Частные Аподикт.? Общие ? Все аналитические суждения априорны. Апостериорные суждения синтетичны. Возможны ли априорные синтетические суждения? ?

Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике = x 4 = x 43

Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Прямая кратчайшая линия между двумя точками. есть Формавеличина. не есть

Трансцендентальная эстетика Синтетическая работа созерцания Но почему мы видим один движущийся автомобиль, а не несколько похожих неподвижных автомобилей в разных местах? И почему мы видим автомобиль движущимся в определённом направлении, а не скачущим взад-вперёд? Не будь у нас памяти, мы не могли бы воспринимать изменяющиеся во времени объекты.

Почему мы не извлекаем из кладовых памяти вчерашние или даже прошлогодние ощущения, соединяя их в единый образ?

Трансцендентальная эстетика Время как априорная форма созерцания Этого не происходит потому, что наша память упорядочена во времени. Содержащаяся в нашем разуме «шкала времени» позволяет нам помнить не только содержание, но и последовательность ощущений.

Трансцендентальная эстетика Пространство как априорная форма созерцания Почему воспринятые в разных местах части тел соединяются осмысленным образом?

Потому что в нашем разуме, содержится не только «шкала времени», но и определённая модель пространства.

Трансцендентальная эстетика Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания Априорная основа геометрии Априорная основа арифметики ИзотропноОднонаправленно ТрёхмерноОдномерно Бесконечно Форма внешнего созерцания Форма внутреннего созерцания ПространствоВремя

Трансцендентальная эстетика Общий вывод Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Апперцепция (лат. ad, к, percepcio, восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от неосознаваемых восприятий – перцепций); самосознание. Трансцендентальное (лат. transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы опыта). Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза.

И. Кант. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию.

И. Кант. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Только в силу того, что я могу постичь многообразное [содержание] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же пёстрое разнообразное Я, сколько у меня есть сознаваемых мной представлений.

И. Кант. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции.

Трансцендентальная аналитика Дедукция чистых рассудочных понятий Суждения по качеству по отношению по модальности по количеству Общие Частные Единичные Утвердитель- ные Отрицательные Бесконечные Категорические Гипотетические Разделительные Проблематиче- ские Ассерториче- ские Аподиктические

Трансцендентальная аналитика Дедукция чистых рассудочных понятий Категории качестваотношениймодальностиколичества Единство Множествен- ность Целокупность Реальность Отрицание Ограничение Субстанция и акциденция Причина и действие Взаимодействие (общение) Возможность Существование Необходимость

Трансцендентальная аналитика Дедукция чистых рассудочных понятий Схематизм Категории качества Категории отношений Категории модальности Категории количества Временной ряд Число Содержание времени Величина (степень) Порядок времени Постоянность Последовательность Одновременность Совокупность времени Какое-нибудь время Определённое время Всякое время Модус времени Схема категории

Трансцендентальная аналитика Общая схема Постулаты эмпирического мышления Аналогии опыта Антиципации восприятия Аксиомы созерцания Группы основоположений рассудка Возможность Существование Необходимость Субстанция Причина Взаимодействие Реальность Отрицание Ограничение Единство Множественность Целокупность Категории Какое-нибудь… Определённое… Всякое время Постоянность Последовательность Одновременность Величина (степень) Число Схема категории Совокупность времени Порядок времени Содержание времени Временной ряд Модус времени Находящиеся в отношении к сознанию Находящиеся в отношении друг к другу ВосприятияСозерцания Явления, взятые как По модальностиПо отношениюПо качествуПо количеству Классификация суждений

Трансцендентальная аналитика Основоположения чистого рассудка Группы основоположений Антиципации восприятия Аналогии опыта Постулаты эмпирического мышления Аксиомы созерцания Всё делимо до бесконечности Пустота не существует Закон сохранения субстанции Закон причинной связи Закон взаимодействия Формальная возможность Материальная действительность Общая необходимость

Трансцендентальная аналитика Аналогии опыта Опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий. Гипотетические суждения Если A, то B Разделительные S есть P или Q S или P есть Q Категорические суждения S есть P При всякой смене явлений субстанция постоянна, и количество её в природе не увеличивается и не уменьшается. Все изменения проходят по закону связи причины и действия. Все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся в полном взаимодействии.

Трансцендентальная аналитика Постулаты эмпирического мышления вообще Ассерторические суждения S есть P Аподиктические суждения S необходимо есть P Проблематические суждения S возможно есть P То, что согласно с формальными условиями опыта, возможно. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо. Опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий.

Трансцендентальная аналитика Общий вывод Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей.

И. Кант. «Пролегомены». Трансцендентальная аналитика Общий вывод Рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познается на опыте, необходимо подчинено законам рассудка.

И. Кант. «Пролегомены». Трансцендентальная аналитика Общий вывод Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир не есть никакой предмет опыта или что он есть природа.

Трансцендентальный идеализм Беркли и Кант Субъективный идеализм Беркли Трансцендентальный идеализм Канта Вещи суть комплексы ощущений, никакого бытия вне сознания не имеющие. Идеальность времени и пространства означает не только то, что 1) явления подчиняются априорным формам нашего созерцания, но и то, что 2) вещи в себе совершенно не зависят от них.

Трансцендентальный идеализм Декарт и Кант Нативизм рационалистов Априоризм Канта Законы нашего разума суть в то же время законы природы. Законы природы (как упорядоченного опыта) суть априорные законы нашего рассудка, но последние имеют силу лишь в области явлений и не распространяются на вещи в себе.

Трансцендентальный идеализм Юм и Кант Агностицизм Юма Критический идеализм Канта Достоверное знание невозможно, поэтому нет никаких общезначимых истин. Вещи в себе непознаваемы, но явления подчинены общезначимым формам нашей чувственности и рассудка, что позволяет придать нашему знанию научную форму.

Трансцендентальный идеализм Общая схема Трансцен- дентальная диалектика Метафизика Три идеи: мир, душа, Бог Умо- заключение Разум Трансцен- дентальная аналитика Естество- знание Двенадцать категорий СуждениеРассудок Трансцен- дентальная эстетика Математика Пространство и время Созерцание Чувствен- ность РазделНаука Априорные формы Способ- ность Уровень синтеза

Вопросы?