История проекта «Белкомур» Железнодорожные работы в местах предполагаемого прохождения «Белкомур» начались в середине 1930-х годов. Печорский угольный бассейн и Череповецкий металлургический комбинат к 1944 году связала железнодорожная линия Котлас-Воркута. Работы по обеспеченью Заполярья железнодорожным сообщением в годах были прекращены.
В 1995 году был предложен масштабный широтный проект – железнодорожная магистраль, связывающая Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь, получившая название «Белкомур». В основу разработки проекта положена Генеральная схема развития железных дорог Европейского Севера России.
Схема развития железнодорожной сети Урала и Европейского Севера России
Оператор проекта – ОАО Межрегиональная компания «БЕЛКОМУР» Доля государства в акционерном капитале-97%
В начале 1998 года компания «Белкомур» приступила к строительству Северного участка новой железной дороги одновременно с двух направлений.
Строительство моста через реку Вашка в Удорском районе Республики Коми
Суть проекта «Белкомур» Проект подразумевает под собой строительство новой спрямляющей железнодорожной магистрали общей протяженностью 1252 км, из них новое строительство 795 км, остальное – реконструкция и усиление действующих линий.
Белкомур состоит из Северного и Южного участков
Новая магистраль имеет стратегическое значение для России, поскольку свяжет Урал, Республику Коми напрямую с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы.
Цели проекта «Белкомур» Развитие железнодорожной сети Европейского Севера России Ликвидация инфраструктурных тупиков Сокращение транспортных расстояний Вовлечение в экономическую жизнь ранее неиспользуемых территорий Снижение затрат на ж/д перевозки
Этапы реализации проекта Первый этап: «Северный участок» - Строительство отрезка железной дороги Карпогоры-Вендинга 1 очередь – строительство ж/д линии Карпогоры- Вендинга по пусковому комплексу 2 очередь – достройка ж/д линии Карпогоры-Вендинга до проектной мощности
Этапы реализации проекта Второй этап: «Южный участок» - Строительство отрезка железной дороги Сыктывкар-Пермь 1 очередь – строительство ж/д линии Сыктывкар-Пермь 2 очередь – доведение участков 1-ой очереди до проектной мощности
Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области
Общая финансово-экономическая информация Общий объем инвестициймлрд. руб.350 Средства Инвестиционного фонда РФ/средства частных инвесторов млрд. руб. 75/275 Общий прирост промышленного производства млрд. руб./год 90 Новые рабочие местаед Срок окупаемости проектов: За счет частных инвестиций / за счет Инвестиционного фонда лет3-15 / 6,5 Доходы во все виды бюджетовмлрд. руб./год25 IRR%27
Общий объем инвестиций до 2012 года – около 110 млрд. руб. 23 млн.т. грузопотока в год (2006г.) Увеличение объема промышлен- ного производства к годам более чем на 20 млрд. руб. Увеличение грузопотока на % к годам. Проекты, входящие в комплексную программу (2007г.) Строительство Ярегского горно- химического комплекса Проект «Воркута» Строительство боксито-глинозем- ного комплекса Проект «Степ» Проекты строительства Удорского и Троицко-Печорского ЦБК Краткая характеристика участников проекта Республика Коми
Пермский край (Березниково-соликамский промышленный узел): Общий объем инвестиций до 2012 г. – 120 млрд. руб. Увеличение объема промышленного производства к годам более чем на 20 млрд. руб. Увеличение грузопотока на 30 – 40 % к годам. Проекты, входящие в комплексную программу (2007г.) Проект ОАО "Уралкалий" Проект ОАО «Сильвинит» Проект ОАО «Соликамскбумпром» Проект ООО «Сода-хлорат» Проект ОАО «Березниковский содовый завод»
Архангельская область Глубоководный порт Ежегодный грузооборот 45 млн. тонн Общий объем государственных и частных инвестиций – 45 млрд.рублей Число рабочих мест более 9 тысяч Прием судов дедвейтом свыше 70 тысяч тонн Участок железной дороги протяженностью 55 км включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года»
Строительство новой железнодорожной магистрали Соликамск – Гайны – Сыктывкар – Карпогоры – Архангельск (Белкомур) Общая протяженность магистрали – 1252 км Из них нового строительства – 795 км Общий объем инвестиций – 75 млрд. рублей
Прогнозируемые грузопотоки
Строительство новой железнодорожной магистрали Белкомур в рамках евразийского транспортного коридора
Строительство новой железнодорожной магистрали Соликамск – Гайны – Сыктывкар – Архангельск (Белкомур) в рамках транспортного коридора Northern East – West (NEW)
Наиболее крупными предложенными межрегиональными проектами в составе Северного транспортного коридора на российской стороне стали: Железнодорожная связь Ледмоозеро-Кочкома Котласский автодорожный мост Автодорожная связь сетей автомобильных дорог Республики Карелия и Архангельской области Автодорожная связь сетей автомобильных дорог Архангельской области и Республики Коми Железнодорожная связь Карпогоры-Вендинга-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь