Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? «Теневые» доходы населения в официальных данных Росстата ИГОРЬ Березин П артнер консалтинговой компании Semperia M&S Президент Гильдии Маркетологов - Член экспертного совета Romir 25 мая, 2009
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? 2007-й год Совокупные доходы населения – 21 триллион 300 миллиардов рублей. Официальные данные На душу населения – около 12 тысяч рублей в месяц. $500 Средняя заработная плата – рублей в месяц. Средняя пенсия – 3100 рублей
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Структура денежных доходов населения. Официальные данные. %
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Социальные выплаты Общий объем млрд. руб. Средняя пенсия 3100 рублей в месяц. 38,5 млн. пенсионеров. = 1432 млрд. руб. Компенсации, доплаты, алименты и т.п. = триллион рублей в год. В целом очень похоже на правду!
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Доходы от собственности Общий объем – 1892 млрд. руб. % по вкладам дали около 450 млрд. руб. Номинальный прирост стоимости ценных бумаг – еще столько же. Доходы от сдачи жилья в аренду (только в Москве) – около 100 млрд. руб. В общем – противоречий не найдено!
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Доходы от предпринимательской деятельности Общий объем 2140 млрд. руб. Доходы предпринимателей составляют 6,5% российского ВВП. Маловато будет! Средний доход предпринимателя, (включая крупных) составляет тыс. руб. в месяц (до уплаты налогов). В 4 раза больше, чем у рабочего! Все это, лично у меня, вызывает серьезные сомнения!
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Что такое средняя зарплата по версии Росстата? Росстат «видит» из предоставляемой отчетности, обследований средних и крупных компаний. На Росстат «до-оценивает» скрытую, теневую, «конвертошную» часть. Доля «скрытой» заработной платы по версии Росстата – 26%. Если допустить, что доля «скрытой» заработной платы может составлять в среднем 33%, то тогда общая заработная плата будет руб. / мес. Если предположить о 50%, то – Но, это уже за гранью. Тогда – и ВВП будет больше, чем считает Росстат!
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Заработная плата, включая «скрытую» Общий объем – млрд. руб. Средняя заработная плата (включая «скрытую») – руб. в мес. Среднегодовое количество работающих – 71,5 млн. чел. Совокупный фонд заработной платы – млрд. руб. Где еще три триллиона? (2789 млрд.) – $110 млрд.
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? «Коррупционный налог» Эти $110 млрд. удивительным образом совпадают с взвешенными экспертными оценками доходов коррупционеров всех мастей и рангов. 8-9% ВВП или 12-14% совокупных доходов населения Но, коррупционеры получают свои доходы не от зарплаты рабочего, а (в основном) от прибыли предпринимателей.
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? …И его распределение Половина – знатным коррупционерам (в количестве тысяч чел); по несколько миллионов долларов в год. Четверть – мздоимцам средней руки (таких тысяч сто); по несколько сот тысяч долларов. Четверть – мелким взяточникам (число им – миллион); средний навар – 25 тысяч долларов в год.
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? А «правильная структура распределения доходов населения выглядит примерно так: %
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Спасибо за внимание! Пожалуйста, - вопросы Но, это еще не все…
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? «Покаянное» письмо Прошло около полугода с того момента, как до нас (и до вас) медленно и мучительно начало доходить, что дело не только в американской subprime и падении цен на нефть. И даже не только во вполне заслуженном дорогим нашим Отечеством собственном кризисе диспропорционального роста, завышенных ожиданий и бесхозяйственности. А, возможно, - в самом значительном за последние 70 лет глобальном экономическом и социальном кризисе, связанном с системными проблемами «финансового капитализма» и общества «всеобщего» быстрого потребления.
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Маркетологов - бизнесменам По злой иронии судьбы, первыми, или одними из первых пострадавших от кризиса стали российские маркетологи. С каким-то веселым остервенением нас всю зиму увольняли целыми отделами и управлениями. Расходы на маркетинг и рекламу нещадно «резали» под корень вместе с соцпакетами сотрудников и расходами на канцелярскую и сувенирную продукцию, включая туалетную бумагу. Ну, теперь признавайтесь – вам сильно полегчало? Не лично вам в психологическом плане, а – вашему бизнесу?
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? и руководителям… Наверное, это Кара Небесная. И, наверное, мы ее заслужили. И нам надо покаяться и попросить прощения. Покаемся же. Простите нас за американский subprime. За сдувшийся «пузырь» фондового рынка. За падение цен на нефть и металлы. За сумасшедшие (и совершенно не заслуженные) бонусы Тор-менеджеров крупных компаний. За плавно (действительно – плавно) девальвировавшийся на треть своей стоимости рубль. За неэффективные модели вашего бизнеса. За ваши чудачества и непрофильные «хобби».
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? …всех мастей и рангов В чем мы действительно виноваты (и наказание наше именно за это), так это в том, что поддавшись общей эйфории, предали забвению основополагающие принципы, на которых вот уже более 2000 лет держится экономика. И которые не могут отменить ни системные (и уж тем более – циклические) кризисы; ни виртуализация всего и вся; ни доткомы (прости Господи), ни интернет, ни производные финансовые инструменты четвертого порядка. Деревья не растут до небес. Тратить нужно меньше, чем зарабатываешь. Нельзя бесконечно долго брать взаймы у «будущих» поколений. Единственным долгосрочным источником жизни (дохода, прибыли, денежного потока) любого бизнеса являются его ПОТРЕБИТЕЛИ.
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? Простите нас, пожалуйста, уважаемый (ныне покойный) Питер Друкер. Это ведь вы более полувека назад начали учить нас, что – «У любого бизнеса есть всего две стратегические функции: маркетинг и инновации. И только эти отделы, подразделения, работая на потребителей, формируя и удовлетворяя спрос, создают поток доходов для любой компании. И именно расходы на маркетинг и инновации являются расходами инвестиционными. А все остальное – это просто расходы». А мы – плохие ученики и сами это не усвоили (сердцем, печенкой, всеми внутренними органами) и не смогли донести эту, в общем, не такую уж сложную мысль до тех, кому адресовано наше покаянное письмо.
Игорь Березин: Что происходит на потребительских рынках? А вот теперь - все! ИГОРЬ Березин П артнер консалтинговой компании Semperia M&S Президент Гильдии Маркетологов - Член экспертного Совета Romir 25 мая, Москва