1 Тема II-3. Локальная структура дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
Advertisements

Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Типовые расчёты Растворы
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Michael Jackson
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
1 1. Все внешние силы лежат в одной плоскости, проходящей через главную ось сечения 2. Силы перпендикулярны продольной оси Вначале рассматривается наиболее.

1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.

Напряжения и деформации в сварных швах ТЕМА УРОКА 1.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?
Транксрипт:

1 Тема II-3. Локальная структура дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2012

2 Структура дискурса Любой естественный феномен имеет структуру Структура дискурса как иерархия Локальная структура (микроструктура) Глобальная структура (макроструктура)

3 Структура как иерархия Дискурс глобальная структура локальная структура

4 Начинаем с локальной структуры Преемственность с синтаксисом Это проще (ср. Chafe 1994)

5 Кванты дискурса /Мне /приснилось, что /я /ехала на \–поезде. В котором /была (0.6) зелёная \–полян-на, с-c /\гриба-ами и (0.2) \пня ми всякими, (0.7) /я там была с \сестрой. /Играла == (1.0) \Нет, я собирала \грибы.

6 Кванты дискурса Дискурс порождается толчками, пульсациями Течение дискурса не похоже на плавное течение реки Но и не похоже на автомат по выдаче газированной воды Аналогия: течение крови по артериям: кванты есть, но границы текучие Координация с дыханием Проблема сегментации поведения

7 Интонационные единицы (intonation unit) Просодические критерии выделения единый интонационный контур уменьшение скорости к концу уменьшение громкости к концу паузы наличие одного главного акцента

8 [Я там] была [с сестрой] 300 мс 740 мс

9 Выделение ИЕ Алгоритма нет Экспертная оценка Очевидных случаев – от 2/3 до 3/4

10 Элементарные дискурсивные единицы (ЭДЕ) Мы будем пользоваться этим термином Более функционально ориентированный Позволяет привлекать содержательные критерии при идентификации единиц

11 Типы ЭДЕ Полные Усеченные /Играла == Содержательные Регуляторные

12 Регуляторные ЭДЕ (0.7) /Ну я там /помню, (0.2) что-о я там (0.9) ну с моим /–другом (0.5) \разговаривал я... (2.9) Ну –вот, /потом || (3.4) ну –потом мы там (3.0) чего-то на \физкультуре были, \играли там. (1.4) Ну \вот (0.1) чего-то. (2.4) /Ну мы там вот \так: (0.7) \школа там,

13 Полные содержательные ЭДЕ Составляют значительное большинство ЭДЕ Когнитивно: 1 фокус сознания Модальное среднее количества слов: 4-5 слов в английском дискурсе

14 Распределение полных содержательных ЭДЕ корпуса «Рассказы о сновидениях» по числу слов

15 ЭДЕ и клаузы Чейф: 60% ИЕ – клаузы В русском корпусе – 67.7% Процент от содержательных ЭДЕ заметно выше Прототипическая ЭДЕ – клауза Различные типы клауз ЭДЕ меньше и больше клаузы

16 Сколько предикаций? Мне /приснилось, что /я /ехала на \поезде. В котором /была (0.6) зелёная \–полян-на, с-c /гриба-ами и (0.2) \пня ми всякими, главная предикация дополнительное придаточное определительное придаточное парцелляция

17 ЭДЕ меньше клаузы Вынесенные топики (1.2) моя /сестрёнка, /\О ля, (1.2) /онаh (2.5) \пропалывала грядки, (1.6) /я (0.1) \сажала, (1.7) а с= || (0.5) /двойняшки, (2.0) /они (0.2) \огораживали, (1.8) там где \посажено,

18 Постпозитивные уточнения Говорящий осознает, что построенная предикативная структура ЭДЕ в некотором смысле недостаточна Парцелляция и приращение Эхо

19 Парцелляция и приращение Говорящий добавляет фрагмент, «как бы» встраиваемый в ту же предикативную структуру (1.0) И-и /\мы-ы с Саньком (0.1) тогда /пошли, (0.6) в \магазин, чего-нибудь \покупать,

20 Эхо Говорящий уточняет один из компонентов построенной предикативной структуры, используя грамматически параллельное оформление Бегала бездомная /собака, (0.2) /большой такой /чёрный \дог,

21 Разрыв Один раз-з (0.2) /\мы-ы (0.3) ''(0.1) мм(0.1) (0.7) три /брата, –Серёжка –Лёшка и /я, (0.5) с дядей /Сашей поехали на \рыбалку.

22 ЭДЕ больше клаузы Обычная причина: по крайней мере один из глаголов в том или ином отношении не является полноценным предикатом

23 (а) Личный глагол+инфинитив (б) Ослабленный главный глагол (в) Сериализация..(0.3) /подойти по-моему \меня она /попросила,...(0.4) говорит..(0.3) «/Пойди \помоги ей¡».

24 Роль предикаций (клауз) в языке Предикация находится на пересечении двух основных осей языка – оси развертки в реальном времени (on-line) и оси долговременного хранения (off-line) Предикация – это квант дискурса; именно такими квантами дискурс движется вперед Одновременно предикация – это квант хранения информации Когнитивная система и физиология человека гармонично приспособлены к этой единице информации

25 Главный акцент (предварительная инф-я) чаще всего бывает один типично расположен ближе к концу ЭД Е и является последним из акцентов типично является самым перцептивно сильным акцентом располагается на «реме»

26 Направление тона в главном акценте Кодирует фазу (термин С.В. Кодзасова) Фаза бывает иллокутивная и «внутренняя»

27 Иллокутивная фаза Различие иллокуций с точки зрения обязательности продолжения Сообщение \ Общий вопрос /

28 Сообщение (0.9) /Я там была с \сестрой.

29 Общий вопрос Вы его /знаете?

30 Внутренняя фаза Продолжаемость (transitional continuity) Конечные и неконечные ЭДЕ иллокутивного акта Конечные – см. выше Неконечные – зеркальная адаптация к иллокутивной фазе

31 Адаптация тонов СООБЩЕНИЕОБЩИЙ ВОПРОС Я \позвоню.Ты /позвонишь? Если я приду, \позвоню. Если ты придешь, /позвонишь? / \

32 Дискурс как цепочка предикаций Clause chaining Предложение Статус предложения как единицы дискурса и когнитивной единицы

33 Clause chaining У меня был-л || приснился /сон, как –\мы-ы (0.6) сидим в каком-то /подвале, (0.7) –нас –вроде –там /заперли, (1.1) и мы пытаемся оттуда /убежать, \лезем через какой-то /ход, (1.3) –видим, \там-м (0.3) идут /военные, причём я точно –вижу, что у них \форма какая-то (0.1) \тёмно-/зелёная, (1.0) и –непонятно: то ли –милиция то ли /военные, мы почему-то их /пугаемся, (0.1) куда-то (0.2) задними –хода́ми /отступаем, (0.6) –дальше я вот уже не \помню.

34 Короткие предложения >>иснился \сон. (0.6) /Я сижу \дома. (0.4) /\Вечер. (0.2) /Бабушка с дедом \собираются. (0.5) Я вечером /\уснул, (0.3) просыпаюсь \вечером. (1.6) Днём /\уснул, а /–вечером (0.9) \просыпаюсь. Значит дед с /\бабкой /\собирают \рюкзаки.

35 Статус предложения Группа предикаций Дискурсивная единица «второго уровня» Не имеет стандартного объема в словах или в ЭДЕ Очень варьирует при описании одного и того же содержания у разных говорящих или даже у одного и того же говорящего в разные моменты времени «The Pear Stories»

36 Распределение предложений корпуса «Рассказы о сновидениях» по числу ЭДЕ

37 Паузы Абсолютные Заполненные ээ мм Начальные продления Конечные продления См. слайд 21 Запланированные vs. хезитационные паузы

38 Паузы На границе ЭДЕ: в норме пауза есть Внутри ЭДЕ: в норме пауз нет

39 Хезитация Временные трудности с вербализацией Типичные средства выражения: более длинные паузы, чем в норме паузы в неожиданных местах заполненные паузы (ээ, мм,, продления) дискурсивные маркеры ну, там... быстрая (препаративная) подстановка

40 Примеры эээ(0.5) С /другом с моим (0.1) \самым \лучшим, (0.1) (0.3) (\Санёк. (0.7) Он у меня там в \школе.) (0.3) мы с ним /пошли, (1.5) и мы /стали \копать (0.3) там (0.4) у себя \яму, чтоб \сделать себе \шалаш, (0.5) ну \столбы чтоб поставить, (0.6) и /нашли чего-то такое \железное. (1.2) /Выкопали, (0.7) а там-м \этоw (0.3) лежат всякие такие /\сокро-овища /сокровища...

41 Фальстарт и коррекция Серьезный сбой в процессе порождения дискурса Говорящий отменяет часть ранее сказанного и заменяет его на другой материал

42 Слабый фальстарт || Замена в пределах одной ЭДЕ (0.4) я ст-тала с-с= || мм(0.1) (0.2) /заснула с -с раз-зу,

43 Сильный фальстарт == Отмена всей начатой ЭДЕ Мне /приснилось, (0.9) ка= || (0.1) ка= || как я w == (0.7) как мне /мама (0.4) –ночью положила в /портфель \куклу,

44 Структурный фальстарт == а /я заш= == (0.1) у меня /деньги были, \тысяча, (0.3) и /я на эт= ээ(0.3) на эти /деньги /купил \это (0.4) \кассету.

45 Множественный фальстарт (6.3) И-и /я /пошёл (0.3) к /тому же /дереву, где была большая \дыра. (0.6) (0.1) (0.4) И /вдруг /я (0.1) туда /заглянул, а /там /как-кой-то || (0.4) а /там какой-то-о (0.1) /маленькое || (0.4) м= (0.2) /маленькое || (0.2) ма= маленький \котёнок сидел.

46 Распределение ЭДЕ корпуса «Рассказы о сновидениях» Полные содержательные Клаузальные67.7% Малые14.5% Большие6.3% Усеченные5.1% Регуляторные6.4%