Страшней ребенка зверя нет
ТЕОРИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Педагогическая коррекция подростков
Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны, образуют единый блок. Вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Пьянство Нарко- мания Социальный паразитизм Прости -туция
Что способствует девиантному поведению? Причины девиантности Социальные факторы Нарушения психического здоровья Индивидуально- личностные факторы Локус контроля Уровень самоуважения
Каждый человек стремится к положительному образу «Я» А если у человека низкое самоуважение?
Теория Говарда Кэплана Девиантность Уровень самоуважения
Как складывается негативное самовосприятие? Считают, что не имеют положительных качеств Значимые другие относятся к ним отрицательно Не имеют механизмов психологической защиты
Подросток чувствует свое несоответствие и ищет выход У него 2 пути: переживать дальше, повысить свое самоуважение. Ребенок не может удовлетворить свою потребность в самоуважении социально приемлемыми способами Девиантное поведение
Девиантная группа Облегчает совершение подростком преступления, если внутренне он к этому не готов. Дает поддержку. Снижает самоконтроль. Повышает авторитет подростка в глазах тех. Кто разделяет такое поведение.
Дилемма Если подросток вырос в нормальной среде, то внутренний самоконтроль у него есть. В глубине души он испытывает сильный дискомфорт. Что делать?
Повышается потребность в одобрении группы. Нужны все более сильные девиантные поступки. Делинквентность
Чем хуже отношения в семье, тем выше вероятность вовлечения в девиантную группу
Коррекция девиантного поведения.Первичная Предупрежде- ние.Вторичная Задержка развития.Третичная Ослабление осложнений
Первичная коррекция В реальности Метод запрета и наказаний Просвещение Выявление группы риска Надо: Выработка альтернативы девиантному поведению в виде здорового образа жизни. Честность Комплексность Дифференцированный подход Непрерывность и длительность Максимальное участие всего общества
Первичная коррекция 1.Выявить степень информированности Через анкетирование, в свободной беседе Через тренинги (как сказать «нет») 2. Выявить лидера и его позицию 3.Работать в сотрудничестве с семьей Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Вторичная коррекция 1.способствовать распознаванию школьником трудных для него ситуаций; 2.научить детей анализировать их; 3.выработать алгоритм поведения ребенка в критических для нее ситуациях. 4.Повышать самооценку ребенка это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска
Третичная коррекция 1.Организация социальной среды. 2.Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). 3.Активное социальное обучение социально- важным навыкам (групповые тренинги). это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска
Групповые тренинги a.тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. b.тренинг ассертивности. Подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом; c.тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружески связи и конструктивно разрешать конфликты.
Третичная коррекция 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. 5. Организация здорового образа жизни. 6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.
Формы работы индивидуальная, семейная, групповая работа.
Равнодушие
ТЕОРИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Педагогическая коррекция подростков