Тема урока: «Богатство лексики русского языка. Антонимы. Их роль в художественном произведении.»
Проверка домашнего задания. Описание портрета Е.Н.Арсеньевой.
Деревья весело шумели Когда вернулась к ним весна; И только ель одна меж ними Была безмолвна и мрачна. Деревья жалобно шумели, Когда настали холода; Лишь ель молчала равнодушно И зеленела, как всегда. ( А.Н. Плещеев ) 1.Найдите в тексте слова с противоположным значением. 2.Определить лексические и текстовые антонимы. 3.Определить, с какой целью автор использует антонимы. 4Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.
Глаза черные, светлые и лицом красивая. Из какого текста это предложение? О какой героине идет речь? Какими вы представляете глаза девочки? Разве могут глаза быть одновременно черными и светлыми.
Уточним! В толковом словаре приведены такие значения слова светлый: излучающий сильный свет(светлая лампочка); хорошо освещенный(светлый день); ясный, прозрачный(светлое стекло); не темный(светлые краски); радостный, приятный(светлое будущее); ясный, проницательный(светлый ум).
+ 1 вариант Тяжелый, трудный, сложный, сильный, серьезный, неосторожный. 2 вариант Соленый, теплый сушеный, тухлый, усталый, черствый.
Репродукция картины В.М. Васнецова «Три царевны».
Рассказать, используя антонимы, что увидели на картине. В этом вам помогут слова, к которым следует подобрать антонимы. Старший. Светлый. Самодовольство. Презрение. Вместо. Скромность. Роскошный. Дорогой. Важный. Доброта Богатый.
Спасибо за внимание!