Роль работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Лыков М.М. 2 «Игроки» на поле реализации программ опережающего профессионального обучения Органы по труду и занятости Работодатель Объединения и союзы работодателей Корпоративные центры подготовки кадров Образовательные учреждения профессионального образования Органы управления образованием ПОТРЕБИТЕЛЬ Центры занятости населения Заказ на подготовку Выбор программ Установление требований к качеству Отбор ОУ Реализация программ Контроль качества
Лыков М.М. 3 Проблемы взаимодействия работодателей и образовательных учреждений профессионального образования Проблемы качественной подготовки кадров в образовательных учреждениях, приводящие к необходимости выбора между учреждениями системы профессионального образования и корпоративными (иными) центрами подготовки кадров. Проблема слабого информирования ОУ со стороны работодателей о включении в программы подготовки новых компетенций, требуемых на производстве в посткризисный период. Работодатель четко не определяет потребности в кадрах и критерии оценки качества подготовки.
Лыков М.М. 4 «Слабые стороны» образовательных учреждений Отсутствие опыта разработки и реализации программ ДПО, направленных на кадровое обеспечение инновационного развития экономики Отсутствие достаточного опыта оказания образовательных услуг по заказу работодателей по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников Недостаточный инновационный потенциал (недостаточно развитая информационно-образовательная среда, устаревшая материально-техническая база; отсутствие элементов инфраструктуры, обеспечивающих взаимодействие между наукой, образованием и реальным сектором экономики; отсутствие опыта реализации проектов в рамках национальных, отраслевых, региональных, корпоративных программ развития; неподготовленные кадры, отсутствуют представители реального сектора экономики в числе преподавателей и др.) Узкий арсенал образовательных технологий, основанных на модульно-компетентностном подходе Отсутствие в реализуемых программах возможности для обучающихся приобретения практических навыков на оборудовании работодателя. Оценка качества подготовки специалиста, ведущаяся без с участия представителей работодателей.
Лыков М.М. 5 Слабые стороны «параллельной системы» профессионального образования Отсутствие опыта разработки и реализации программ ДПО, направленных на кадровое обеспечение инновационного развития экономики Слабое методическое обеспечение разработки и реализации программ ДПО (методический ресурс) Недостаточный кадровый ресурс (педагогические кадры, коучи (наставники), специалисты по обучению взрослых) Отсутствие сетевого взаимодействия и системы обмена опыта с сетью однопрофильных центров и учреждений профессионального образования, вузовской и отраслевой наукой (система связей как ресурс) Недостаточно развитая информационно-образовательная среда (информационный ресурс)
Лыков М.М. 6 Необходимость организации сетевого взаимодействия системы профессионального образования и корпоративных (иных) центров подготовки кадров Создание единого образовательного пространства на основе единого банка образовательных программ. Создание единого материально-технологического пространства, объединяющее материально-технические базы. Расширение учебного процесса в рамках региона, города, района. Проведения занятий на многих учебных и производственных территориях. Разработка ИКТ – ресурса по переподготовки высококвалифицированных кадров. Создание единой системы оценки качества специалистов на базе ISO-9000.
Лыков М.М. 7 … Программа должна предусматривать формирование компетенций, связанных с лазерными методами обработки материалов, умениями работать с оборудованием, основанном на использовании лазерной техники в машиностроении, знаниями мехатронных станочных систем, технологиями получения наноматериалов и изготовления изделий из них. Программа предполагает освоение современных информационно-коммуникационных технологий и компьютерного инжиниринга, изучение перспективных наноматериалов и нанотехнологий. Прошедшие подготовку специалисты должны успешно решать задачи промышленного трансфера разработанных инновационных технологий… Формирование профессионально- квалификационных требований к кадрам для новой сферы деятельности в контексте технологического развития предприятия (для нового сегмента регионального рынка труда в посткризисный период). Оценка потребностей этого нового сегмента в специалистах с новыми профессионально- квалификационными навыками. Оценка возможности учреждений системы профессионального образования в удовлетворении этих потребностей Разработка требований к программам Разработка программ ДПО, направленных на кадровое обеспечение инновационного развития экономики КИМы по оценке компетенций
Лыков М.М. 8 Выявление новых компетенций, требуемых в посткризисный период Инициаторы работОрганизаторы работ 1.Консолидированный работодатель: РСПП ТПП Союзы предпринимателей Ассоциации работодателей 2.Службы занятости 3.Корпорации 4.Работодатель 1.Службы занятости 2.Работодатель 3.Органы управления образованием 4.Образовательные учреждения Потребители 1.Граждане 2.Работодатель
Лыков М.М. 9 Работодатель определяет потребности в кадрах и критерии оценки качества подготовки (Сообщество работодателей). Проведение независимой оценки качества заказчиком. Разработка единых требований к оценки приобретенных компетенций. Контрольно-измерительные материалы. Разработка процедур оценки качества подготовки кадров Опережающее профессиональное обучение как ступень к сертификации квалификаций. Создание программ опережающего обучения и КИМ для оценки результатов подготовки возможно при взаимодействии работодателя и ОУ
Лыков М.М. 10 Программы опережающего профессионального обучения Программа ОПО Короткие программы Компетентностный подход Модульные технологии обучения Учебно-методические комплексы Оценка квалификации по завершению ОПО
Лыков М.М. 11 От программ ОПО к сертификации квалификаций Опережающее профессиональное обучение Сертификация квалификаций Короткие программ (программы ОПО) Программы освоения требуемых компетенций Модульные технологии обучения на базе требуемых профессиональных компетенций Освоение профессиональных модулей Учебные модули КИМКИМ Оценка квалификации Сертификат
Лыков М.М. 12 Сертификация квалификаций Экономический кризис Посткризисное развитие Опережающее профессиональное обучение Опережающая профессиональная переподготовка Оценка и сертификация квалификаций Обучение в течении всей жизни
Лыков М.М. 13 Кто есть кто? Заказчик (сейчас мало заинтересованы) –Профессиональное сообщество (носители профессии) –Работодатели Исполнитель (очень заинтересован) –Формальное образование –Бизнес образование –Наставники (коучи) Предмет обмена Заказчика с Исполнителем: заказ на подготовку - компетентные специалисты
Лыков М.М. 14 Стейкхолдеры Государство (сейчас заинтересовано в рамках своих компетенций) Профсоюзы (временно не проявляют интереса) Носители смежных профессий (временно не проявляют интереса)
Лыков М.М. 15 Инструменты Заказчика Профессиональный стандарт Оценка соответствия профессиональному стандарту Профессиональная среда (экспертиза)
Лыков М.М. 16 Инструменты Исполнителя - учебные программы - ППС - учебная база - воспитательная работа
Лыков М.М. 17 Посредники (социальные партнеры) для Заказчика и Исполнителя Экспертные сообщества (из числа носителей профессии) Независимые системы сертификации (центры профессиональных компетенций)
Лыков М.М. 18 Цель Переход от рынка труда (рабочей силы) к Рынку компетенций и компетентностей
Лыков М.М. 19 Регуляторы НРК Профессиональные стандарты Принципы признания квалификаций, полученных в работе и при обучении (в т.ч. неформальном) Принципы механизма соотнесения к НРК : -профессионального образования -опыта -освоенных индивидом профессиональных функций (действий)
Лыков М.М. 20 Принципиальное взаимодействие Заказчика- Посредник - Исполнитель Предприятия (отрасль) Центр компетентности (экспертно- методический центр и центры сертификации = система сертификации) Профессиональное образование – бизнес-образование-наставники(коучи)
Лыков М.М. 21 Что имеем? У игроков разная выраженность интереса к рынку компетенций Превалируют прямые отношения ОУ - предприятие по старой парадигме рынка труда Присвоение квалификации осуществляется в ОУ, а не работодателем Инициативные работодатели (экспертные сообщества) играют по своим правилам Превалирует инициатива системы образования с тенденцией привлечь работодателей (но не отдать в их руки) Государство регулирует только «свои» области
Лыков М.М. 22 Что делать? Поддерживать любые инициативы Четко, открыто и просто сформулировать принципы национальной системы сертификации квалификаций Либерализовать «барьеры входа» другим системам сертификации Минимизировать бюрократизацию со стороны национальных участников НССК (общественно-государственного совета, базовой организации)
Лыков М.М. 23 Потребители профстандартов и сертификации 1. Предприятия 2. Профессионалы 3. Государство (Минобразования, Роструд, Минэкономразвития, Минрегионы) 4. Система образования (государственная, негосударственная, корпоративная, бизнес-образование) 5. Система профориентации и занятости РФ 6. Международные системы квалификаций
Лыков М.М. 24 Для кого и что строим? Для кого: Для 60 млн. человек По профессиям (профстандартов) По квалификационным уровням (КИМов) Что: 1 ОГС + 1 базовую организацию ЭМЦ (межотраслевых, отраслевых и территориальных) ЦОСК (работающих с несколькими ЭМЦ)
Лыков М.М. 25
Лыков М.М. 26
Лыков М.М. 27
Лыков М.М. 28 Система оценки и сертификации квалификаций Общественно-государственный совет Базовая организация Регистр системы ОСК Центры оценки и сертификации квалификаций Апелляционные комиссии Экспертно- методические центры Организации - партнеры