Конфликтная ситуация – что делать? «… виноват всегда тот, кто умнее.. Если учитель допускает конфликт, затягивает его, значит он глупее ученика и нужно подыскать другую работу…» (газета «Аргументы и факты» Конфликты в школе: кто виноват? )
« Не согласен. Виноват тот, кто виноват. Проблема в российских школах в том, что средства управления конфликтами очень ограничены. Ни ученики не защищены от потерявших педагогическую честь и совесть учителей, ни учителя – от распоясавшихся учеников. (газета «Аргументы и факты» Конфликты в школе: кто виноват? )
«…В европейских или американских школах от учеников ожидают, что они будут соблюдать общепринятые приличия. Как только граница перейдена, никто от педагога не станет требовать макаренковских подвигов в деле подыскивания подхода к ученику. Выдворят из школы в два счёта. А то ещё и полицию вызовут. Не нравится – в суд. И никто не подумает поставить учителю в вину. Впрочем всё то же самое относится и к учителям.»
СИТУАЦИЯ 1 Педагог провел открытое мероприятие (урок, внеклассное занятие и т.д.). При анализе данного мероприятия были озвучены положительные и отрицательные моменты. Выводы и предложения педагогом были приняты к сведению. Однако, через несколько дней, учитель, дававший открытое мероприятие, в резкой форме отказал в помощи коллеге (осветившему отрицательные моменты). Помогите найти выход из создавшейся конфликтной ситуации.
СИТУАЦИЯ 2 На просьбу администрации школы, остаться во внерабочее время (не оговорив стимулы) для подготовки школы к открытому мероприятию, часть педагогов отказалась, сказав: «Кто систематически получает повышенные стимулы, тот пусть и работает». Прокомментируйте действия администрации и педагогов. Что делать, чтобы данная ситуация не переросла в конфликт?
Ситуация 3 Учитель раздаёт учащимся контрольные работы с оценками. Один ученик получил «2». На глазах всего класса рвёт тетрадь и бросает на пол с грубыми комментариями. Как выйти из данной ситуации?
Ситуация 4 У ребёнка конфликт с одноклас- сниками. Всё это выросло из мелкой ссоры. Сначала мама не вмешивалась, но обстановка становилась напряжённее с каждым днём. Мама пришла к классному руководителю. Смысл беседы мама поняла так: не вы первые оказались в этой ситуации, детские ссоры это мелочь, которая не стоит наших нервов. Девочка сама виновата. Что делать, если для педагога это мелочь? Как быть родителям?
Что делать учителю В конфликтной ситуации важно не забывать, что педагог старше и мудрее своих учеников. Подход можно найти к любому ребёнку. В случае необходимости обратиться за помощью к психологу. Постоянно совершенствуйтесь, чтобы чувствовать себя уверенно. Бывает, что ученик сам идёт на конфликт. Ваша эрудиция, профессионализм помогут чувствовать себя уверенно, вас трудно уязвить.
Даже если вы считаете себя правой стороной, не затягивайте конфликт. Старайтесь вести диалог, не впадать в крайности, не применять насилие. Главное: конфликт не возникнет, если учитель изначально себя поставит и будет держать определённую дистанцию и при этом сможет доверительно беседовать.
Что делать ученику Не стесняться, обращаться за помощью к родителям, психологу, директору школы, администрации на более высоком уровне – в Департамент образования города, округа. Если вы не правы – найдите силы извиниться. Как бы ни было трудно, чтобы всё встало на свои места.
Что делать родителям Следить за психоэмоциональным состоянием своего ребёнка. Не пропустите нервный срыв, его желательно разрешить на начальной стадии и не запускать. Не доводите ситуацию до того, что вы получаете записки из школы о том, что ребёнок ведёт себя неадекватно. Если наоборот, ребёнок переживает, отказывается идти в школу, не желает учиться, значит у него проблемы, помогите ему разрешить конфликт.