Министерство Образования Российской Федерации МОУ СОШ 22
Работу выполняли: Работу выполняли: Приписнова Татьяна Приписнова Татьяна Астафьева Светлана Астафьева Светлана Буз Василиса Буз Василиса 9 «В» 9 «В»
Золотая хохлома.
Наши цели Наши цели Познакомиться с легендой о золотой хохломе; Узнать, как изготавливается золотая хохлома; Оценить её роспись; Выделить её особенности.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточкам Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточкам
Особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтесывали топорами, У ложки, созданной ручными инструментами часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная.
Формы. Ложки Ковши Чашки
Посуду вытачивали и на токарном станке. У неё ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую. Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем". Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.
Хохломские изделия делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины (вампы). Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три-четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал (приклеился) порошок алюминия, который заменил сравнительно дорогие серебро и олово. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Они готовы для росписи.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Хохломская посуда не только красива, но и прочна, по словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи». Даже в крутом кипятке не сойдет лак и не поблекнут краски
Чаще всего посуду расписывали красным цветом или сусальным, творёным золотом. Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью.
Так же посуду покрывали олифой - варёным льняным маслом. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.
Чёрный(усиливает сияние предмета) Красный(придаёт теплоту и мягкость). Золотистый(придаёт изысканность). Цветовая гамма
Знакомый трёхпалый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.
Выводы Прочность(выдерживает Высокую температуру). Особенный орнамент (он никогда не повторяется). Практичность. Золотая хохлома разнообразна по своей форме, росписи, выдерживает высокую температуру и применима везде.
Источники 1. Куприянова, Н. И. Записки краеведов / Н. И. Куприянова - Н. Новгород : Волго -Вятское книжное издательство, Максимов, Ю. В. У истоков мастерства / Ю. В. Максимов – М. : Просвещение, , 65-67, 56 с. 3. Кулинич, Г. С География Нижегородской области : Учебное пособие. / - Н. Новгород : Волго-Вятское кн. издательство, с. 4. Филатов, Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в ХУН веке / Н. Ф. Филатов - Горький: Волго - Вятское книжное издательство, с.