Теоретические сведения Семинар Компьютерная графика Голикова М. Н. 2005г.
План Цветовые модели RGB-модель Модель CMYK Модель HSB Понятие разрешения Растровые изображения Векторные изображения
Цветовые модели Цвета, создаваемые компьютером, базируются на основных принципах восприятия нашим глазом и мозгом деления длин световых волн на красный, зеленый и синий цвета. Цвета, которые вы видите на экране компьютера, получаются из ярко светящихся красных, зеленых и синих точек люминофора. Комбинируя красные, зеленые и синие люминофоры, ваш монитор способен создавать миллионы цветов.
RGB-модель Это основа RGB-модели. Из смешения красного и зеленого получается желтый, зеленого и синего голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются все три цвета, в результате образуется белый. Смешав три базовых цвета в разных пропорциях (с разными яркостями), можно получить все многообразие оттенков. Хотя человеческий глаз способен различать даже больше цветов, чем может произвести на свет ваш монитор, RGB-модели вполне достаточно для создания цветов и оттенков, необходимых для производства фотореалистичных изображений на экране вашего компьютера.
Модель CMYK Когда вы наблюдаете цвет, созданный на экране компьютера, он основывается на свете, испускаемом вашим монитором. Так как печатная страница не испускает никакого света, цветовая модель RGB не может быть использована при создании цветов для напечатанной страницы. Вместо этого для описания печатных цветов используется цветовая модель CMYK. В цвета модели CMYK окрашено все, что не светится собственным светом. Данная модель описывает реальные полиграфические краски и является основной моделью для полиграфии. Пурпурный, голубой, желтый цвета составляют так называемую полиграфическую триаду, и при печати этими красками большая часть видимого цветового спектра может быть репродуцирована на бумаге.
Модель CMYK Однако реальные краски имеют примеси, их цвет не соответствует в точности теоретически рассчитанным голубому, пурпурному и желтому. Особенно "плох" голубой пигмент типографской краски, и смешение трех основных красок, которое должно давать черный цвет, дает вместо этого неопределенный грязно- коричневый. Кроме того, для получения интенсивного черного необходимо положить на бумагу большое количество краски каждого цвета. Это приведет к переувлажнению бумаги, да и неэкономно. По упомянутым причинам в число основных полиграфических красок (и в модель) внесена черная. Именно она добавила последнюю букву в название модели CMYK, хотя и не совсем обычно: С это Cyan (Голубой), М Magenta (Пурпурный), Y Yellow (Желтый). Черный компонент сокращается до буквы К, поскольку эта краска является главной, ключевой (Key) в процессе цветной печати.
Модель HSB Цветовая модель HSB основывается на принципах восприятия цвета человеческим глазом. Название HSB происходит от слов Hue, Saturation, Brightness (цветовой тон, насыщенность, яркость). Цветовой тон соответствует базовому цвету - красному, зеленому, синему и т. п. Насыщенность характеризует степень чистоты цвета, то есть долю чистого цветового тона в результирующем оттенке. Яркость позволяет делать цвет светлее или темнее.
Модель HSB Цветовой тон (собственно цвет). Цветовые тона или спектральные цвета располагаются на цветовом круге. Цветовой тон характеризуется положением на цветовом круге и определяется величиной угла в диапазоне от 0 до 360 градусов. Эти цвета обладают максимальной насыщенностью и максимальной яркостью.
Модель HSB Насыщенность (процент добавления к цвету белой краски) это параметр цвета, определяющий его чистоту. Если по краю цветового круга располагаются максимально насыщенные цвета (100%), то остается только уменьшать их насыщенность до минимума (0%). Цвет с уменьшением насыщенности осветляется, как будто к нему прибавляют белую краску. При значении насыщенности 0% любой цвет становится белым.
Модель HSB Яркость (процент добавления черной краски) это параметр цвета, определяющий освещенность или затемненность цвета. Все цвета рассмотренного выше цветового круга имеют максимальную яркость (100%) и ярче уже быть не могут. Яркость можно уменьшить до минимума (0%). Уменьшение яркости цвета означает его зачернение. Работу с яркостью можно характеризовать как добавление в спектральный цвет определенного процента черной краски.
Растровые изображения Разрешение - количество точек изображения, которые размещаются на отрезке длиной один дюйм Растр - форма представления изображения в виде элементов (пикселов), упорядоченных в строки и столбцы. Название пиксел образовано как сокращение от английского picture element (элемент изображения). Пиксел - наименьший элемент из множества которых создается изображение. На увеличенном фрагменте изображения клубники хорошо видны квадраты разного цвета и яркости - это и есть пиксели, из которых состоит эта ягодка.
Растровые изображения Как создается цифровое изображение? Например, многие программы для обработки изображений, такие как Photoshop, позволяют пользователю выбирать нужные ему электронные кисть, цвет и краску. Когда вы перемещаете курсор мыши по экрану и щелкаете кнопкой в нужном месте цифровой мазок появляется на электронном "холсте" программы почти так же, как если бы он был сделан на настоящем холсте живописца. Иногда конечный результат неотличим от традиционной живописи. Эта работа выполнена в программе Fractal Design Painter v.5 с использованием планшета. Художник Андрей В. Иванченко.
Векторные изображения Векторное изображение описывается математически с помощью переменных, плавно изменяющих свои значения. Благодаря этому, создается возможность вырисовывания без скачков любых кривых линий Все эти кривые представляются как отдельные объекты, создающие изображение. Что такого умеет векторный редактор, из-за чего он предпочтительнее растрового собрата в некоторых областях графики? Ответ кроется в сути векторных объектов, в их откровенно «математической» природе. Векторный объект может быть уменьшен практически до невидимости на странице графического редактора – и затем увеличен до слоновьих размеров. При этом он ничего не потеряет – ни в детальности, ни в точности, ни в качестве. И не имеет значения, сколько раз вы делали «из мухи слона» и наоборот.
Векторные изображения Немало значения имеет и размер файлов векторных рисунков – обычно очень небольшой, от нескольких десятков до нескольких сотен килобайт. Файл с изображением двух букв «Ab», преобразованных в кривые (объекты) и сохраненный в формате Adobe Illustrator v.8, занимает около 60 kb, тогда как файл в формате CMYK TIFF с тем же изображением, с разрешением 300 dpi и того же физического размера, занимает уже 3,2 Mb. Существенная разница, не так ли? И наконец, еще один важный факт: разрешение векторного рисунка зависит от разрешения выводного устройства и печатается с максимальным качеством, доступным для данного устройства. Логотипы и фирменные стили, иллюстрации к книге и буклету, визитки и плакаты, шрифтовые композиции и этикетки, схемы, графики, чертежи... практически что угодно, за исключением верстки объемных изданий и ретуши фотоизображений. Поэтому всегда, когда требуется создать четкий и ясный рисунок, содержащий легко редактируемые элементы, запускайте редактор векторной графики.