1 Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 14 города Ставрополя
2 Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ лицея 14 г. Ставрополя Бутенко Любови Петровны Акмеологическая направленность в преподавании литературы
3 Из Национальной доктрины образования РФ воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межличностных отношений (Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Бюллетень Министерства Российской Федерации. – – С.13)
4 Акмеология (от древнегреческого akme – вершина) – наука о вершинах, о высших достижениях в жизнедеятельности и развитии человека Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образования и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика С позиций акмеологии как методологической основы сущность школьного образования понимается как целостное развитие растущего человека в условиях образовательных систем, а сущность содержания школьного образования рассматривается как человекознание, как система знаний о взаимодействии человека с миром
5 Акмеологическая модель педагога ЦО – цель образования (целостное развитие человека) СО – содержание образования (человекознание) ТО – технология образования (саморазвитие) РО – результат образования (человек как субъект жизнедеятельности
6Словесник-исполнительСловесник-акмеологЦель Составить четкую схему, которая обеспечит стабильную работу коллектива Окрылить, подвигнуть к самореализации, «зажечь», сформировать философские взгляды на развитие мира и определить свое место в нем
7Словесник-исполнительСловесник-акмеологЗадача Искать реальное место любой проблемы в конкретной структуре и доводить ее до решения Почувствовать проблему «на кончиках пальцев» и найти оригинальное решение, не сделать зла
8 А.Блок «Двенадцать»
9Словесник-исполнительСловесник-акмеолог Личностные качества Высокая степень адаптированности сдержанность образец правильного поведения Педагог-акмеолог – это носитель культуры мира, жизненной мудрости без права на безнравственный поступок
10Словесник-исполнительСловесник-акмеолог Характер руководства Каждый член ученик знает свое место и чувствует за собой контроль Ведет за собой учащихся непроизвольно на творческом порыве, вдохновении
11 Словесник-исполнительСловесник-акмеолог Принципы управления Принцип слепого подчинения Принцип четкой исполнительности (решает только «закрытые задачи») Принцип самоуверенности Принцип обратной связи (отслеживает результаты ради результата) Принцип идеальности польза как можно больше польза как можно больше формула: + затраты любой ценой затраты любой ценой Принцип свободы выбора Принцип открытости (решает «открытые задачи») Принцип деятельности Принцип обратной связи (отслеживает разные параметры) Принцип идеальности польза как можно больше польза как можно больше формула: + затраты чем меньше, тем лучше затраты чем меньше, тем лучше
12 МАДОНА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах – Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец.
13 Дар напрасный, дар случайный Пушкин: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Митрополит Филарет ответил на эти стихи: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум!
14 В ответ митрополиту Филарету Пушкин написал «Стансы»: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт.
15 Словесник-исполнительСловесник-акмеолог Принципы управления Принцип слепого подчинения Принцип четкой исполнительности (решает только «закрытые задачи») Принцип самоуверенности Принцип обратной связи (отслеживает результаты ради результата) Принцип идеальности польза как можно больше польза как можно больше формула: + затраты любой ценой затраты любой ценой Принцип свободы выбора Принцип открытости (решает «открытые задачи») Принцип деятельности Принцип обратной связи (отслеживает разные параметры) Принцип идеальности польза как можно больше польза как можно больше формула: + затраты чем меньше, тем лучше затраты чем меньше, тем лучше
16Словесник-исполнительСловесник-акмеологВывод Это функционер, управляющий коллективом исполнителей Учитель-акмеолог – это самореализующаяся личность, способная определять перспективы своего саморазвития в контексте акмеологических задач, вершина которых духовное развитие
17 ЧЕЛОВЕК ОБЩЕСТВО ВСЕЛЕННАЯ ПРИРОДА
18
19 Награды лицея Лицей за последние 5 лет отмечен более, чем в 50 конкурсах, смотрах, фестивалях, конференциях