О мерах по реализации в 2013 году мероприятий по государственной поддержке предпринимательства в Челябинской области Правление Челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» Мурзина Елена Владимировна 26 марта 2013 года Министр экономического развития Челябинской области
За годы реализации областных целевых Программ ( г.г.) решены задачи: I этап: создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства на областном уровне ( годы); II этап: перенесен акцент развития предпринимательства на уровень муниципальных образований; ( годы) III этап: создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства в муниципалитетах ( годы) 2
Приоритетные направления поддержки в рамках ОЦП развития предпринимательства II. Снижение налоговой нагрузки III. Имущественная поддержка I. Устранение административных барьеров 3 IV. Финансовая поддержка V. Развитие инфраструктуры поддержки
I. Устранение административных барьеров 4 Сводный ежегодный План проверок СМСП размещен на сайте Прокуратуры Челябинской области: В 2012 году отклонено 35% заявлений контрольно-надзорных органов о проведении внеплановых проверок СМСП Федеральный закон от г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Приняты 25 административных регламента органов регионального государственного контроля (надзора) и 109 административных регламентов органов муниципального контроля Уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов деятельности (за 3 года – более 5 тыс. уведомлений, в т.ч. в 2012 г. – порядка 1,3 тыс.)
5 С 2010 года по поручению Губернатора области работает «горячая линия» для СМСП (в 2012 г. – 157 обращений) В 37 МО использовались механизмы общественной экспертизы проектов НПА в сфере предпринимательства (во всех МО, где принимались НПА) Механизм оценки регулирующего воздействия проектов НПА, регулирующих отношения, участниками которых могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности I. Устранение административных барьеров Институт Уполномоченного по правам предпринимателей (Закон Челябинской области от г. 375-ЗО «Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Челябинской области») Общественные приемные Уполномоченного «на местах» (Перечень поручений Президента РФ от г. Пр-144ГС) Экспертный совет при Уполномоченном по правам предпринимателей
6 II. Снижение налоговой нагрузки 100% доходов - в местный бюджет; 61 вид деятельности; численность работников - до 15 чел.; потенциально возможный доход - от 100 тыс. руб. до 10 млн.руб.; Для Челябинска - повышающий коэффициент 1,3 Закон Челябинской области от г. 396-ЗО «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области» (вступает в силу с г.) Примерная стоимость патента в месяц: 1) бытовые услуги от 500 до руб.; 2) автотранспортные услуги: перевозка грузов - от 700 до руб., перевозке пассажиров - от до руб.; 3) розничная торговля от 500 до руб., 4) общепит от до руб.; 5) сдача помещений в аренду: жилые - до руб. (от 15 руб. за 1 м² в мес.), нежилые руб. (потенциально возможный доход -10 млн. руб.)
7 III. Имущественная поддержка Долгосрочная аренда имущества СМСП (в т.ч. льготные ставки): сформированы перечни областного (49 объектов площадью 11,2 тыс. кв. м.) и 106 муниципального имущества (1,8 тыс. объектов площадью 300 тыс. кв.м.) Льготный коэффициент для предпринимателей на аренду областного имущества (К=0,7) Льготная аренда офисов (с оборудованными рабочими местами) для резидентов бизнес-инкубаторов. Льготные коэффициенты для резидентов областного инновационного инкубатора: 1 год аренды – 0,4; 2 год аренды – 0,6; 3 год аренды – 0,9
8 III. Имущественная поддержка Реализация СМСП преимущественного права выкупа арендуемого областного и муниципального имущества Показатели Областное имущество Муниципальное имущество Всего по области на г. Заявки о приватизации арендуемого имущества 38 (на 55 объектов) (на объекта) (на объектов) Приняты положительные решения (кол-во объектов) Заключено договоров купли-продажи 12 (на 23 объекта) (на объектов) (на объекта) Отказ в приватизации имущества (кол-во объектов)
9 III. Имущественная поддержка Основные причины отказов
III. Имущественная поддержка 10 Законопроект о внесении изменений в 159-ФЗ (I чтение – г.): - продление срока действия Закона до 1 июля 2015 года; - предоставление права выкупа СМСП, арендующим имущество в течение 2-х лет до 1 сентября 2012 года; - отменить ограничение по площади выкупаемых СМСП помещений; - ввести условие о сроке рассрочки – не менее 3-х лет; - отменить требование первоначального взноса при оплате в рассрочку; - установить ежеквартальные равномерные платежи при рассрочке; - разрешить выкуп помещений, включенных в Перечни для аренды.
11 IV. Финансовая поддержка В 2013 году в рамках областных программ на развитие и поддержку предпринимательства планируется направить более 260 млн. рублей, в том числе привлечь порядка 190 млн. рублей федеральных средств Предоставлены субсидии 177 СМСП на сумму 57,9 млн. рублей. Всего в рамках областных и муниципальных программ развития предпринимательства поддержкой воспользовались более 800 СМСП, из них 585 – по муниципальным программам ОЦП развития малого и среднего бизнеса – 47,8 млн. руб. ОЦП развития инноваций – 18,9 млн. руб. Муниципальные программы поддержки бизнеса – 33,2 млн. руб. привлечено136,4 млн. руб. федеральных средств Финансирование региональных и муниципальных программ поддержки предпринимательства в 2012 году ОЦП по вовлечению молодежи в бизнес – 1,5 млн. руб.
Софинансирование муниципальных программ 12
Направления ОБ, тыс. руб. ФБ (план), тыс. руб. Итого Субсидии: Местным бюджетам на софинансирование муниципальных программ , , ,0 СМСП на модернизацию производства (компенсация затрат по уплате % по кредитам, лизинговых платежей, расходов по реализации проектов субъектов женского и семейного предпринимательства) , , ,0 СМП по реализации проектов субъектов молодежного предпринимательства 500,02 000,02 500,0 СМСП в сфере НХП и внутреннего туризма 1 000,04 000,05 000,0 СМСП на возмещение затрат на экспорт, по оплате стоимости вознаграждения 1 300,04 000,05 300,0 ИТОГО37 800, , ,0 Финансовая поддержка СМСП в 2013 г. 13
Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области (Гарантийный фонд) Общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства Областные общественные объединения предпринимателей (12) Отдел поддержки и развития предпринимательства Минэкономразвития Челябинской области Органы местного самоуправления Субъекты малого и среднего предпринимательства Евро Инфо Корреспондентский Центр Центр субконтрактации (ООО «НеоИнжиниринг») Муниципальные Фонды поддержки предпринимательства (9 в 8 МО) из них 3 - со статусом микрофинансовой организации Советы (комиссии) по развитию бизнеса в МО (85) Информацонно- консультационные Центры по поддержке бизнеса в МО (57) Общественные объединения СМСП в городах и районах области (71) V. Развитие инфраструктуры поддержки 14
15 Областной Гарантийный Фонд ( имущественный взнос – 366 млн. рублей (бюджетных средств, с учетом собственных средств Фонда – 478,6 млн. рублей) ; партнеры Фонда - 24 банка и 1 лизинговая компания; совокупный объем поручительств – 15 млн. руб.; ставка вознаграждения снижена: с 1% до 0,1% годовых (инновационная сфера); с 1% до 0,5% (сельское хозяйство); с 1,5% до 1% (модернизация производства); выдано 607 поручительств (497 СМП) на 1 261,8 млн. руб. для получения кредитов на 2,7 млрд. руб. V. Развитие инфраструктуры поддержки География участников программы Фонда – 17 МО (Челябинск, Магнитогорск, Троицк, Миасс, Кыштым, Копейск, Южноуральск, Златоуст, Коркино, Сатка, Озёрск, Аша, Снежинск, Трёхгорный, Кизил, Карталы, Чебаркуль)
16 V. Развитие инфраструктуры поддержки Евро Инфо Корреспондентский Центр, оказывающий на бесплатной основе услуги по поиску потенциальных партнеров за рубежом и в регионах РФ, поддержку по продвижению продукции на внешний рынок Центр субконтрактации - установление прямых кооперационных связей между малыми, средними и крупными производственными предприятиями регионов РФ Статус микрофинансовой организации: МАУ «Центр развития предпринимательства Саткинского района»; Фонд поддержки Златоустовского ГО; Фонд местного развития Еманжелинского МР. В 2012 г. выдано 119 займов на 61,4 млн. руб. (ставка – 9%)
V. Развитие инфраструктуры поддержки Биржи субконтрактов г. - I Биржа субконтрактов (посетили 116 человек, заказчиков – 8, поставщиков – 29, проведено переговоров – 83, по итогам размещены заказы на сумму более 200 млн. рублей); г. - II Биржа субконтрактов (посетили 165 человек, заказчиков - 10, поставщиков – 32, проведено более 80 переговоров по заказам, заявленным на сумму свыше 130 млн. рублей). Большая часть размещаемых заказов – в сфере металлообработки: литье черных и цветных металлов, механическая обработка металлов. В дальнейшем планируются новые направления (строительство, легкая промышленность) 17
Рейтинг Челябинской области по комфортности ведения бизнеса 18 Журнал FORBES: Челябинск в «тройке» лидеров (рейтинг Сочи - 0,77, Уфа и Челябинск – 0,76) Конкурс «Золотой Меркурий» (региональный и федеральный уровень): Челябинск - 1 место среди муниципалитетов с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства Доклад конкурентоспособности России-2012: Челябинская область вошла в «десятку» лидеров (поделила 5-6 место с Самарской областью) «ИНДЕКС ОПОРЫ »: Челябинская область - 3 место (после Московской области, Краснодарского края), Челябинск - 1 место среди 11 городов-миллионников. «ИНДЕКС ОПОРЫ 2012»: Челябинская область - поднялась на 2 место (после Московской области) Победители конкурса «БИЗНЕС-УСПЕХ-2012» Региональный этап (г. Челябинск, октябрь 2012 г.): Саткинский МР, Златоуст, Усть-Катав. Федеральный этап (г. Москва, февраль 2013 г.): Саткинский МР
Задачи по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства развитие Гарантийного Фонда и системы микрофинансирования на муниципальном уровне; популяризация деятельности ЕИКЦ и Центра субконтрактации, активизация взаимодействия общественных объединений с инфраструктурой поддержки экспортеров; организация и проведение Дней малого и среднего бизнеса; взаимодействие с Уполномоченным по правам предпринимателей, содействие в организации работы общественных приемных Уполномоченного «на местах»; внедрение оценки регулирующего воздействия проектов НПА на муниципальном уровне, проведение общественной экспертизы всех НПА в сфере предпринимательства 19
Благодарю за внимание! 20