Повесть временных лет.Повесть временных лет. Славяне. Их место в мировой истории.
Введение Так начнём повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия... Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия... Иафету же достались страны запада и север... Так начинается "Повесть временных лет" - общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии XII века. В списках некоторых летописных сводов составителем «Повести» назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор (1050-е-1114). Исследователи XVIIIXIX вв. считали Нестора первым русским летописцем. Повесть состоит из погодных записей, рассказывающих о событиях того или иного года. Их предваряет некоторое введение, где Нестор даёт ответы на вопросы: о происхождении славян в связи с происхождением всех известных народов, о происхождении тех славян, которые населяют Русскую землю, и о происхождении самой Русской Земли, как государственного образования, т.е. о начале исторического времени для восточных славян.
Первый вопрос - откуда пошли славяне Славяне происходят от одного из сыновей Ноя - Иафета. Иафету же достались северные страны и западные… Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, - они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым. Летописца не покидает стремление увидеть славян, и русичей в их числе, среди прославленных народов мира. Рядом с народами Европы англами, римлянами, немцами, венецианцами назовет летописец и народы, населяющие пределы Руси: им упоминаются меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь... Нестор подводит читателей к мысли, что Киев не случайно стал "материю градов русским" и места эти благословил в древности сам апостол Андрей. Язык славян определяет как результат вавилонского смешения языков. По разрушении же столпа [Вавилонского] и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошёл и народ славянский от племени Иафета - так называемые норики, которые есть славяне.
Второй вопрос - как славяне расселились по Русской равнине Нестор связывает с первичным расселением славян из Придунавья.
Третий вопрос - о происхождении государства Начало государственной истории Нестор определяет на год 6360 от сотворения мира (852 от рождества Христова). Это первая точная дата, которую смог установить летописец. В год 6360 [852] когда начал царствовать Михаил стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнём и числа положим. История Руси вплетается в ткань всемирной истории. Когда создавалась "Повесть временных лет", Русь была уже достаточно могучим феодальным государством, во главе которого стояла княжеская династия, ведшая начало от варягов Игоря, Олега и полулегендарного Рюрика. Одна из задач летописца состояла в том, чтобы обосновать законность власти Рюриковичей и одновременно объяснить, почему союз восточноевропейских племен оказался под началом у варяжской княжеской династии. Именно поэтому летописец отказывается от истории, восходящей к временам Кия, Щека и Хорива. История словно начинается заново, и уже не в Киеве, а в Новгороде, и к тому же с призвания чужеземцев-варягов.
Христианство Одна из идей Нестора - обоснование достойного места Руси среди христианских стран Европы, утверждение ее духовного равенства с самой Византией, в то время могущественным и авторитетнейшим государством. Мудрая Ольга, крестившаяся в Константинополе получает имя Елена (Елена мать римского императора Константина, при котором христианство стало государственной религией Восточной римской империи). Летописец подчеркивает, что Владимир, ревностный язычник приходит к мысли о необходимости крещения в результате основательных раздумий. Его побуждают к этому не политические причины и даже не рассказ им же посланных "мужей" о великолепии византийского богослужения, а прежде всего беседа с "философом", изложившим князю основы библейской истории и основные догматы христианского вероисповедания. В далекие времена грозной силой был Хазарский каганат, затем тревожили своими набегами печенеги, а с середины XI в. постоянную угрозу всей южной Руси стали представлять кочевники- половцы. Но не следует видеть в половцах орду, политически, духовно, нравственно противопоставленную мирным русичам. В действительности по склонности к войнам русские и половцы не отличались друг от друга. Привлечению половцев к участию в межкняжеских конфликтах способствовали и тесные династические связи. Отношения со Степью
Заключение Племена Восточной Европы, перемещаясь по территории, селились, жили на огромных территориях, сохраняя, главным образом, общность языка. Большое значение имеет многовековая взаимная этническая и культурная ассимиляция. По мнению авторов Повести, славяне занимают важное место в мировой истории. История Руси вплетается в историю мировую. Литература 1) Повесть временных лет 2) 3) 4)