СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ ШОС И (Б)РИК(С) В УРФУ 1
ОБЩИЙ КОНТЕКСТ: ТРЕНДЫ 2 МАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
ОБЩИЙ КОНТЕКСТ: ТРЕНДЫ 3 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 325% рост за 34 года 79% рост за 9 лет До 7,5 млн. иностранных студентов к 2020 ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
УНИВЕРСИТЕТЫ МИРОВОГО КЛАССА 4 According to: Nian Cai Liu et al., Paths to a World-Class University. Lessons from Practices and Experiences, Sense: Rotterdam, Boston, Taipei, 2011, p. x. ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
Our Dream is to establish a world-class University in the heart of Eurasia 5 The red point represents institutions of the top 200 of THE ranking The blue point represents institutions of the top of THE ranking Source: Times Higher Education World University Rankings Ural Federal University Yekaterinburg Today: Top QS World University Ranking Top 10 Russian national rating by Interfax 4th by the number of articles published in international scientific journals among Russian universities
КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА 6 ШОС: Активность Университета ШОС (УрФУ до недавнего времени был единственным университетом России с 2 программами УШОС – по регионоведению и энергетике) Деятельность сетевого Университета СНГ (УрФУ – со- организатор консорциума технических университетов) Активность новых сетевых университетов и консорциумов (например, АТУРК, активным членом которой является УрФУ) Усиление конкуренции на образовательном рынке Центральной Азии: Китай, Турция, Иран и Ю.Корея очень активно позиционируют себя на этом рынке Целый ряд высокоуровневых мероприятий в Екатеринбурге с участием УрФУ (саммиты ШОС и БРИКС 2009 г., X межрегиональный форум Россия-Казахстан 2013 г. и пр.) ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА 7 БРИКС: Подписание инициативы о создании Лиги Университета БРИКС (июль 2013 г., г. Шанхай, Китай). Необходимость активного позиционирования университетов стран БРИКС (в силу определенных неизбежных склонностей мировой академической среды и мировых рейтингов). Результат: инициатива создания рейтинга университетов БРИКС (ИНТЕРФАКС и QS) Отсутствие прочных связей между университетами стран БРИКС и ШОС Неоднозначность и разнонаправленность процессов в национальных системах образования стран БРИКС (при относительно высоком экономическом развитии – ориентация прежде всего на сложившиеся образовательные центры) и ШОС (экономические и социальные диспаритеты) ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ 8 ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ 9 ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ 10 ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ 11 ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ 12 ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА 13 ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ СТРАН ШОС И БРИКС: Исследование национальных систем образования и продвижение сотрудничества с университетами этих стран (Приоритеты в порядке убывания важности: Казахстан, Китай, Индия, Средняя Азия, Бразилия) Изучение динамики развития международных организаций (Разные задачи для ШОС и БРИКС: организация и клуб) Проблемы общих конфигураций безопасности и/или угроз (прежде всего ШОС: уход американских войск из Афганистана, проблемы энергетической безопасности, «водной» безопасности в Средней Азии – Узбекистан и Таджикистан- и пр.) Проблемы и угрозы отдельных стран, вызовы двусторонних отношений и их влияние на общие проекты (Казахстан после Н.Назарбаева, энергия и водные ресурсы Средней Азии и т.д.) Отношение к другим организациям (ЕвразЭс, Таможенный Союз, Евразийский Союз и пр.) ШОС, БРИКС и национальные интересы России ЦЕНТР ШОС И БРИКС…
ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА 14 Международные прецеденты и аналоги: Центр исследований стран БРИКС (Фуданский университет, Шанхай) Различные центры «евразийских исследований» (от Гарварда или NCEER до Хайнаньского университета, Сеул, Корея) ЦЕНТР ШОС И БРИКС… Возможности и преимущества Екатеринбурга: Развитые научные компетенции (проект «Безопасность стран- членов ШОС» – с РСМД) Имеющиеся учебные проекты (Институт Конфуция, Университет ШОС, академические обмены с китайскими университетами, партнерство с Казахстанскими университетами и пр.) Географическая близость и складывающееся положение УрФУ в качестве образовательного и научного центра региона («Восточный фронтир» Европы)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 15