Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
Основные методологические подходы системныйличностныйдеятельностныйполисубъектный (диалогический)аксиологическийкультурологическийантропологическийэтнопедагогический Основные методологические подходы в педагогике 2
Личностный подход Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Основные методологические подходы в педагогике 3
Деятельностный подход Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Основные методологические подходы в педагогике 4
Полисубъектный (диалогический) подход Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Основные методологические подходы в педагогике 5
Аксиологический (или ценностный) подход «Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом «Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом Основные методологические подходы в педагогике 6
Культурологический подход Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Основные методологические подходы в педагогике 7
Этнопедагогический подход Организация и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки Основные методологические подходы в педагогике 8
Антропологический подход Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Основные методологические подходы в педагогике 9
Системный подход Направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы, способе организации действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования Основные методологические подходы в педагогике 10
Системный подход Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Основные методологические подходы в педагогике 11
Признаки системы Наличие составных элементов (компонентов)Наличие структурыНаличие интегративных качеств (системность)Наличие функциональных характеристик системыЦелеустремленность системыНаличие коммуникативных свойствНаличие историчности, преемственностиНаличие управления Основные методологические подходы в педагогике 12
Понятие «система» Система - целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой Система - это нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов Система - целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой Система - это нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов Основные методологические подходы в педагогике 13
«Процессная система» совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи Основные методологические подходы в педагогике 14
Характеристика процессной системы Вход - это совокупность элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения Выход - это результат (продукт) процесса Основной Побочный Вход - это совокупность элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения Выход - это результат (продукт) процесса Основной Побочный Основные методологические подходы в педагогике 15
Принципы системного подхода Целостность Иерархичнос ть строения Структуриза ция Системность Множествен ность Основные методологические подходы в педагогике 16