Система управления рисками в области охраны окружающей среды Астана, июль 2009 г. Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан 1
Государственный экологический контроль осуществляется государственными экологическими инспекторами уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Штатная численность 504 единиц 2
Государственный экологический контроль: за охраной атмосферного воздуха; за охраной водных ресурсов; за охраной недр; за охраной земельных ресурсов; за охраной биологических ресурсов; за обеспечением радиационной безопасности; за управлением отходами производства и потребления. 3
В Республике Казахстан зарегистрированы свыше 9000 природопользователей I – III категории, из них 90% субъекты малого и среднего бизнеса. 4
Результаты государственного экологического контроля Количество подвергнутых к проверке хозяйствующих субъектов выявлены нарушения предъявлено административного штрафа, млн. тенге причиненный ущерб окружающей среде, млн.тенге % - 36 % - 48% - 47% - 17% + 41% + 17% + 8%
1-ое полугодие 2007 года1-ое полугодие 2008 года1-ое полугодие 2009 года Количество проведенных проверок, в том числе рейдовые и совместные проверки с правоохранительными органами
Экологический риск вероятность неблагоприятных изменений состояния окружающей среды и (или) природных объектов в результате хозяйственной и иной деятельности Целями управления экологическими рисками являются: Повышение эффективности государственного экологического контроля; Снижение административной нагрузки на природопользователей. Государственное регулирование в области управления экологическими рисками: государственная экологическая экспертиза материалов оценки воздействия на окружающую среду на стадии проектирования. экологический контроль и мониторинг, аудит действующих объектов. Система управления экологическими рисками 6
Регулирование в сфере охраны окружающей среды 1.Согласование выбора земельного участка для размещения производственного объекта; 2.Согласование проекта «Оценка воздействия на окружающую среду планируемого производственного объекта»; 3.Согласование рабочего проекта производственного объекта; 4.Согласование проекта нормативов эмиссии; 5.Выдача разрешения на эмиссии в окружающую среду; 6.Выдача лицензий, если субъект оказывает услуги в области охраны окружающей среды и деятельность его подлежит к лицензированию.
Кратность проверок подконтрольных объектов регулируется С 2007 года – Экологическим Кодексом Республики Казахстан Плановые инспекторские экологические проверки проводятся не чаще одного раза в год. Кратность проверок по экологической значимости и степени риска с 2010 года Объекты высокого риска с кратностью проверок - один раз в год Объекты среднего риска с кратностью проверок - один раз в три года Объекты незначительного риска с кратностью проверок - один раз в пять лет 7
В соответствии с Экологическим Кодексом Республики Казахстан хозяйственная и иная деятельность предприятий подразделяется на 4 категории I, II, III, IV. I категория - виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также разведка и добыча полезных ископаемых, кроме общераспространенных. II категория - виды деятельности, относящиеся к 3 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также добыча общераспространенных полезных ископаемых. III категория - виды деятельности, относящиеся к 4 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов. IV категория - виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов. 8
I категорияII категорияIII категорияIV категория Количество природопользователей
ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ РИСКА СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ РИСКА НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ РИСКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ I – II КАТЕГОРИЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ III КАТЕГОРИЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ IV КАТЕГОРИЙ Распределение природопользователей по степени риска 9
Критерии оценки степени риска – это совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта частного предпринимательства, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты частного предпринимательства к различным степеням риска. 10 В целях создания возможности отнесения природопользователей к различным степеням риска разработаны критерий оценки степени риска.
Выполнение природопользователем плановых мероприятий по охране окружающей среде, финансируемые за счет собственных средств; Проведение производственного экологического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ; Инцидент, повлекший подачу обращения, за исключением обращений, признанных инспекцией необоснованными; Допущение нарушений природоохранного законодательства; Нанесение окружающей среде ущерба; Увеличение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов производства и потребления в окружающую среду; Допущение повторных нарушений природоохранного законодательства; Отсутствие либо аннулирование экологического разрешения. 11 Отнесения природопользователей I – III категории к различным степеням риска будет осуществляться по следующим критериям.
12 КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РИСКА ДЛЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ I-III КАТЕГОРИЙ Критериибаллы 1Выполнение планов природоохранных мероприятий по освоению средств до 50% % %15 2Проведение производственного экологического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ ежегодно25 ежеквартально20 ежемесячно15 еженедельно10 ежедневно5 3Инцидент, повлекший подачу обращения, за исключением обращений, признанных инспекцией необоснованными 10 баллов за 1 инцидент 4Допущение нарушений природоохранного законодательства 5 баллов за 1 нарушение 5Нанесение окружающей среде ущерба ущерб более 300 МР30 ущерб менее 300 МРП15 6Увеличение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов производства и потребления в окружающую среду более 3 %30 до 3 %15 7Допущение повторных нарушений природоохранного законодательства повторяющиеся нарушения норм законодательства 3 раза за последние 3 года 30 повторяющиеся нарушения норм законодательства 2 раз за последние 3 года 15 8Отсутствие либо аннулирование экологического разрешения 30
13 Объект незначительного риска Объект среднего рискаОбъект высокого риска до 26от 26 до 50более 50 По набранным баллам определяется периодичность проведения проверок Объект незначительного риска Объект среднего риска Объект высокого риска
14 Критериипериодичность 1 Допущение нарушений природоохранного законодательства Причинение ущерба окружающей среде более 300 МРП, и (или) более 5 нарушении 1 раз в 3 года 5 и менее нарушений и (или) нанесение ущерба окружающей среде менее 300 МРП. 1 раз в 5 лет КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РИСКА ДЛЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ IV КАТЕГОРИЙ Периодичность проверок объектов IV категорий 1 раз в 5 лет Порядок включения природопользователей IV категорий в план проверок будет осуществляться исходя из объема эмиссии. Природопользователи с наибольшим объемом эмиссии будут включены в план первого года. По результатам плановой проверки будет определен следующий период проверки.
Кратность плановых проверок государственной экологической инспекции Высокая степень риска, проверка 1 раз в месяц Высокая степень риска, проверка 1 раз в год Незначительная степень риска, проверка 1 раз в 5 лет 15 I-II категория III категория IV категория Средняя степень риска, проверка 1 раз в 3 года
Благодарим за внимание! 15