Домашнее задание Объяснить материал по меньшей мере одному человеку Составить список препятствий, которые мешают чаще применять парадигму «Выигрыш / Выигрыш». Что Вы можете сделать внутри своего Круга Влияния для устранения этих препятствий Кто бы мог быть для Вас образцом мышления «Выигрыш / Выигрыш»? С кем бы Вы могли перестроить отношения по принципу «Выигрыш / Выигрыш»? Сделайте это.
Континуум зрелости семи навыков 7 «Затачивайте пилу»
Вначале диагноз, затем рецепт
Вершина айсберга
Виды слушания Игнорирование Делать вид Избирательное слушание Внимательное слушание Эмпатическое (понимающее) слушание
Автобиографическое слушание Советы Выпытывание Оценка Интерпретация
Уровни эмпатического слушания 1.Повторение содержания 2.Перефразирование содержания 3.Отражение чувств 4.Перефразирование содержания и отражение чувств
Полезные фразы Как я уловил, вы почувствовали, что... У меня создается ощущение, что... То есть, как вы это видите... Насколько я понимаю, я услышал от вас, что... Я не уверен, что до меня все правильно дошло, но... Для вас очень дорого... Как я понял... Вы сейчас ощущаете... Вы должно быть почувствовали... Насколько я могу понять, вы хотите сказать: "Я..."
«Верный переводчик» Подумайте о ситуации в вашей личной или профессиональной жизни, которая вызывает у вас острые чувства, и о которой вы бы не были против поделиться с другими. Разбейтесь на группы по трое и поделитесь своими переживаниями относительно этой ситуации с другим членом группы. Второй должен стать переводчиком, и рассказать все третьему. Поменяться
Домашнее задание 1.Выберите из своих отношений такие, в которых вы имеете критически низкий ЭБС. Попытайтесь понять, как представляется эта ситуация с точки зрения другого человека. Запишите свои мысли. Во время очередной встречи с этим человеком слушайте, чтобы понять, и сопоставляйте услышанное с тем, что вы записали. Насколько точны оказались ваши предположения? Насколько правильно вы понимали точку зрения своего партнера? 2.2. Расскажите об эмпатии кому-либо из своих близких. Сообщите ему или ей, что хотели бы научиться по- настоящему слушать других, и попросите через неделю оценить ваши успехи. Как у вас это получалось? Какое влияние это оказывало на вашего партнера по общению? 3.3. Когда в следующий раз у вас будет возможность понаблюдать за людьми, общающимися между собой, прикройте на пару минут уши и "послушайте" их глазами. Заметили ли вы какие-то эмоции, которые могли не быть выражены в словах? Какие? 4.4. В очередной раз, когда вы поймаете себя на неуместном использовании автобиографических ответов: выпытывании, оценке, совете или интерпретации, – постарайтесь через признание своей ошибки и извинение обратить ситуацию во вклад на Эмоциональный Банковский Счет. ("Простите, я вдруг осознал, что не пытался понять вас по-настоящему! Давайте попробуем еще раз!") 5.5. Постройте следующую презентацию своих идей на базе эмпатии. Выразите противоположную точку зрения так же или даже лучше, чем это сделает ваш оппонент; после чего постарайтесь, чтобы он, опираясь на свою систему взглядов, понял вашу точку зрения.