Открытый урок, посвящённый творчеству И. Гайдна в классе ОКФ педагога Куштиной О.А. Йозеф Гайдн ( ) – основоположник венского классицизма – направле ния, пришедшего на смену барокко. Стиль барокко отличается множеством украшений, витиеватых фраз, некоторой манерностью и даже вычурностью
На смену ему приходит упорядоченность, гармония, равновесие, поклонение красоте, природе, радости жизни. Происхождение Гайдна долго изучали, выяснили, наконец, что предки его были крестьянами и рабочими, чьи жизнелюбие, упорство и оптимизм и унаследовал классик.
Можно сказать, что Йозеф Гайдн с 6 лет вёл самостоятельную жизнь, он Был самоучкой, т.к. для систематических занятий с известными учителями Не хватало ни денег, ни связей. Пока не огрубел голос, он пел в церковном Хоре, а потом оказался на улице без крыши Над головой, на пропитание он зарабатывал Себе уроками, которые уже сам давал. Можно сказать, что Гайдна приютила Вена. Этот весёлый, интернациональный город, В котором постоянно звучала музыка, и шла она От человека к человеку, от сердца к сердцу. Именно тогда Гайдн начинает сочинять и его Замечают.
Наиболее плодотворные годы – на службе у князя Эстергази, которая продолжалась около 30 лет. За это время написаны множество дивертисментов, серенад, квартетов, клавирных сочинений, опер. Последний период – английский, из Англии он привёз 12 симфоний и Оратории.
Задачи, которые стоят перед учеником, исполняющим произведения Гайдна очень непростые. Это прежде всего умение работать с текстом; точное исполнение украшений, ясная фразировка, бережное отношение к штрихам, ясное понимание мелодии и акком- панимента, слушание подголосков. Всё это делает работу даже над небольшими произведениями Гайдна Очень кропотливой, на неё часто не хватает терпения, и, поэтому, Можно сказать, что музыку Гайдна, особенно в классе ОКФ, Не часто выбирают для исполнения. И, тем не менее, проделав такую работу, любой ученик становится Более опытным, воспитанным и внимательным к нотному тексту, Что, конечно же, принесёт ему в дальнейшем огромную пользу.
м В концерте принимал участие башилов Фёдор, ученик 7-го кл. Он исполнил менуэт И. Гайдна Соль мажор. Менуэт написан в 3х частной форме. 1ч. Светлая, жизнерадостная, с частой сменой штрихов, противопоставления оттенков, множеством украшений, Сменяется на лирическую и даже напряжённо – Драматическую среднюю часть. Средняя часть требует владения певучим и Глубоким звуком. В целом исполнение получилось довольно Законченным и даже выразительным. Работа над этой пьесой является хорошей платформой Для дальнейшей работы над более крупными Произведениями, написанными в этом стиле.
Также в концерте принрмала участие уч-ца 5кл. Саттибаева Шахноза Она исполнила сонатину И. Гайдна Соль мажор 1-ю ч. Задачи были теже ; аккуратность исполнения, слушание начала и конца Фразы, чёткость в исполнении штрихов, украшений, внимательное Отношение к оттенкам. В этой сонатине присутствуют также некоторые Элементы виртуозности. Добиться более точной передачи характера данного Произведения можно, прослушав тщательно всю фактуру, Т. е.,играя её медленно, и, затем точно выстроив Исполнительский план. Т. к., известно, что на уроках в классе ОКФ ни педагог, Ни ученик не имеют достаточно времени, чтобы тщательно Отрабатывать каждый элемент фактуры. В целом ученица справиласьтс программой, хотя Исполнение могло бы быть более уверенным.
В музыке Гайдна отдохновение и бодрость. Она внушает оптимизм. Так писали о ней современники, так её оценивают и нынешние слушатели. Наша задача научиться её понимать и ценить.